Гармонизация отношений между человеком и обществом

средствами искусства

 

С.А. Косабуцкая,

аспирант, методист

кафедры теории и методики воспитания

СПб гос. ун-та пед. мастерства

 

Образование рассматривается как важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, норм, идеалов и смыслов жизни. Сущность образования, таким образом, состоит в гармоничном развитии и преобразовании природных задатков и возможностей человека.

В этом смысле “образованность” – это способность человека “делать” себя существом духовным, это гармония самобытности и универсальности, которая обеспечивается деятельным соответствием собственной природе и одновременно открытости всеобщему, общественному.

Опираясь на идеи Э.Тейлора, П. Сорокина, В. Межуева, С. Гессена, можно утверждать, что одна из функций культуры (и искусства) – это гармоничное развитие целостного человека во взаимодействии его с окружающей действительностью. Но достаточно часто эта гармония может быть нарушена “как действием центростремительных сил развития личности, так и центробежных сил общества”, - в результате господства формы над духом, нарушения душевного равновесия, отклонения от норм и ценностей – девиантное поведение.

На основе взглядов различных ученых (И.С. Кон, В. Е. Коган, В.Т. Лисовский, В.В. Давыдов, Э. Дюркгейм) девиантное поведение можно определить как двухсторонний процесс: - с одной стороны: девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение, при котором человек по ряду каких –либо причин не учитывает в своей жизнедеятельности нормы, ожидания, ценности культуры и общества, которые являются целесообразными для его развития. В этом случае возникает необходимость менять отношение человека к окружающей действительности, гармонизируя их взаимоотношения.

С другой стороны: девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, при котором ценности, нормы, требования общества нарушают внутреннюю гармонию развития человека, не учитывают его индивидуальность, действуют разрушающе, что вызывает активное противодействие личности. В данном случае необходимо менять отношение общества к человеку, гармонизировать их отношения. Одним из средств гармонизации внутреннего мира человека и внешней среды, может стать сфера искусства.

История применения средств искусства с целью исцеления, исправления, развития человека насчитывает много веков. Крупнейшие отечественные психологи – Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Гарбузов А.В., Запорожец А.В. и др., психиатры – Бехтерев В.М., Догель И.А., Гаркалов И.А. говорили о влиянии искусства на формирование, развитие и становление человека.

С помощью искусства человек духовно практически осваивает мир посредством художественных образов. Специфика воздействия искусства на человека заключается в эмоциональных реакциях.

Внешним воздействием искусства на эмоциональную сферу человека является феномен катарсиса - “очищение и облагораживание чувств, в результате их ощущения и включения в ценностную систему, создающую баланс положительного отношения к другим людям, к миру в целом, к самому себе”.

Выготский Л.С. считает, что “никакой другой термин из употребляемых до сих пор не выражает с такой ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращаются в проживающие, и что эстетическая реакция сводится к катарсису, т.е. сложному превращению чувств”.

В результате катарсиса происходит превращение отрицательных эмоций в положительные, благодаря включению в иную, более высокую систему ценностей, возникает состояние внутренней упорядоченности и гармонии.

Можно выделить двусторонний механизм воздействия искусства на человека:

1. Искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную, травмирующую ситуацию и найти разрешение этой ситуации на основе креативных способностей человека.

2. Эстетическая реакция катарсиса, позволяет изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

Основная цель воздействия искусства на человека – гармонизация развития личности с окружающим миром через развитие способностей самовыражения и самоисцеления.

В результате воздействия средств развития искусства обеспечивается:

Следствием чего является гармония между обществом, ценностями культуры и внутриличностным состоянием человека.