Взаимодействие искусств как условие

художественного развития личности

 

Е.Н. Соколова

СПб высшее педагогическое училище

 (колледж) №1 им. Н.А. Некрасова

Зав. региональным методическим кабинетом

 

Современное образование значительное место отводит воспитанию и развитию личности. Сверхзадачей воспитания является самоопределение студента как личности, как гражданина и как учителя. Под воспитанием понимается творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий освоения культурных ценностей общества и как следствие – развитие индивидуальности, самоактуализации личности. Профессиональное  назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений  культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия  протекало  максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в контекст современной жизни.

Постигая культуру, студенты решают следующие вопросы: “Кто мы? Откуда мы пришли и куда идем?”. Конечным итогом этих размышлений становится ответ на вопрос: “Каково же мое место в этом едином культурном процессе?”. Это и есть самоопределение человека как личности.

Культуру надо не только изучать, но и проживать. Погружение в культуру позволяет присвоить  человеку  ее ценности. Художественная культура есть духовный опыт человечества, а опыт невозможно усвоить с помощью только абстрактного мышления. К нему нужно приобщиться эмпирически, т. е. в опыте же. Его необходимо пережить. Поэтому не лекции, а занятия искусством. Именно среда, созданная в колледже, пронизанная интеграцией, взаимодействием  искусств, создает возможности для становления личности творческого учителя. Важен  процесс приобщения к культуре в ходе собственной деятельности, осознание культуры как живого явления.

Деление искусств весьма  условно. Несмотря на то, что изобразительное искусство и музыка различны, но вместе с тем между ними есть много общего. В художественной жизни они соприкасаются, взаимодействуют друг с другом. Они формируют духовный мир человека, имеют общие исторические задачи. С одной стороны, каждое искусство стремиться максимально выявить, усилить и развить то, что составляет его неповторимую особенность, отличает его от всех других. Но с другой стороны, каждое искусство стремиться  также учесть и использовать опыт других, обменяться с ними достижениями, расширить свои возможности и границы.  Единую для всех искусств жизнь одно искусство воплощает через ее видимые предметные проявления (изображение), другое – через ее слышимые эмоциональные проявления (интонацию). Тенденция к индивидуализации дополняется тенденцией к взаимовлиянию и синтезу. Подлинно художественные достижения обычно связаны с равновесием и гармонией во взаимодействии противоположных тенденций.

Принципы  живописного  изображения и музыкального выражения не только различны, но в ряде отношений противоположны. Первое опирается на зримое, второе – на слышимое, одно искусство статично и неподвижно, другое динамично и развивается во времени, одно связано с воспроизведением внешнего, другое  - с воплощением внутреннего. Вместе с тем разными путями оба искусства идут, в конечном счете, к одному и тому же: к созданию художественных образов. Существуя самостоятельно, искусства взаимодействуют, и основой этого взаимодействия является общность эстетического освоения мира. При взаимовлиянии музыки и живописи, прежде всего, возникает вопрос  о преодолении противоречий между специфическими особенностями данных искусств, без чего не может быть сближения и взаимопроникновения. В этом преодолении большую роль играют ассоциации, как бы перекидывающие мост между видимым и слышимым. Музыка невидима, а живопись неслышима. Но ассоциативно можно “видеть” музыку и “слышать” живопись. Музыка нередко вызывает зрительные представления, а живопись – слуховые. Эти представления опираются на реальные связи нашего жизненного опыта, где звуковое неотделимо от зримого и от других ощущений при  целостном охвате и восприятии действительности.

Принцип ассоциативных связей видов искусств - это наиболее важный принцип, помогающий осознать культуру как единый непрерывный процесс, соединить все элементы этого процесса в систему. Характер взаимодействия между искусствами в ряде случаев существенно влияет на художественную полноценность тех или иных  конкретных результатов творчества. Способность устанавливать широкий спектр ассоциаций,  расширяет кругозор студентов, повышает их интеллектуальный и творческий потенциал. Формирование у студентов широкого спектра ассоциативных связей между разными видами искусств, умение легко устанавливать эти связи, видеть их, позволяет осознать развитие мировой культуры как единой системы, найти свое место в этом процессе, приобщиться к нему.