Взаимодействие и интеграция искусств в творческом развитии

и образовании личности

С.И. Назарова,

доцент, кандидат педагогических наук,

зав. кафедрой теории, истории, методики

искусств Ленинградского государственного

областного университета им. А.С. Пушкина

 

Вступление мира в эпоху “постиндустриального общества”, а наиболее развитых стран в эпоху “информационной цивилизации”, основу которых составляют высокотехнологичные информационные взаимодействия, убедительно показывает возрастающую роль человеческого фактора в современном мировом процессе.

Развитие общества и экономики зависит от состояния духовного мира личности, от ее развития и культуры, ее интеллектуальных, моральных качеств и творческих возможностей. Нельзя допустить, чтобы нас “захлестнула цивилизация без культуры”. Если научные знания есть наивысшая культурная ценность, то носителем этих знаний является человек с развитым сознанием и разумом, творческой энергией и силой воли. Он по сути и является ведущей силой развития мирового процесса. И там, где на государственном уровне недооценивается роль человеческого фактора, забывается сам человек и его огромный творческий потенциал, происходят беды, ведущие к кризисным состояниям общества.

Положительным в современной обстановке является то , что на местном и региональном уровне отдельных субъектов Федерации начинают реально исправлять положение, при котором ранее из системы образования исключалось понятие “воспитание”, оно исключалось также из всей структуры социальных взаимоотношений общества. Появляются новые перспективные подходы в решении проблем воспитания и образования молодого поколения. Однако, происходит и немало противоречивых, на наш взгляд, изменений, например, отсутствие государственной программы возрождения культурных ценностей России, закрываются программы эстетического воспитания и образования молодежи за неимением финансирования. В связи с этим вспоминаются слова Г. Уэллса о том, что современная человеческая история все более становится соревнованием между воспитанием и катастрофой. Глубинную суть этого высказывания в полной мере мы ощущаем в настоящее время, время больших социальных потрясений, крушения многих мифов и представлений, резкого изменения шкалы духовных ценностей.

Основными трудностями решения проблемы воспитания на современном этапе, на наш взгляд, является глубочайшее противоречие между стремлением общества к духовному развитию и нравственными критериями выживания общества и человека.

Средства массовой информации и многие “проблемы” жизни взрослых создают в информационном обществе сильную негативную доминанту в сознании и поведении детей (школьников). Систему ценностных ориентиров ребенка закладывает жизнь, его непосредственный социальный опыт. Самовоспитание доброты, отзывчивости. сострадания, любви требуют для личности определенной среды существования, социального и культурного окружения. Развитие духовно-нравственного потенциала личности, школьника и переход на новый уровень восприятия, мышления, общения не происходит сам собой, он требует длительного процесса воспитания, образования и становления личности.

Одним из универсальных средств в развитии и воспитании личности, индивидуальной и неповторимой, всегда было искусство, в силу своей способности передавать опыт эстетического восприятия и моделирования мира по законам добра и красоты. Как исторически сформированный социально – духовный опыт, искусство обладает уникальным энергетическим свойством и способностью передачи этой энергетики последующим поколениям. Но в реальной жизни как у большинства взрослых людей, окончивших школу, так и у сегодняшних школьников, искусство по-прежнему не входит в число основных жизненных, духовных ценностей. Среди множества причин, объясняющих такую ситуацию, можно выделить те, которые непосредственно связаны с педагогикой искусства. Здесь прежде всего необходимо отметить, что большинство существующих педагогических систем обучения искусству предполагают освоение детьми профессиональных умений и навыков какого-либо одного вида искусства, в основу содержания которого положены профессиональные умения, и где творчество детей оценивается чаще всего в соответствии с критериями профессионализма. Этот способ воспитания не учитывает природу детского сознания, возрастных особенностей развития детского организма.

Для нормального развития ребенка ему жизненно необходимо заниматься различными видами искусств, в первую очередь музыкой, изобразительным искусством, художественным движением (музыкально-пластическим), так как в различные периоды своего роста тот или иной вид искусства становится для ребенка своеобразным, почти единственным языком общения с окружающим миром. Например, с 2-3 лет ребенок рисует везде и всюду и чем угодно - это его способ общения. У него нет нужного запаса слов, не сформирован логический аппарат мышления, и он пытается образами, переполняющими его, поделиться с вами. Таким образом, ребенок видит мир целостно, образно и не расчленяет его в сознании на отдельные составляющие.

Образовательный процесс, где преподавание искусств осуществляется во взаимодействии и интеграции с другими учебными дисциплинами, делает процесс освоения социально–духовного опыта человечества уникальным. Соприкосновение с художественной культурой в творческой деятельности ребенка формирует его мышление в единстве с экологическими, национальными и нравственными вопросами воспитания.

Через познание художественной природы искусства происходит познание ребенком своей природы, а также формирование в сознании системы ценностных ориентаций взаимоотношений со средой , людьми и обществом. Для успешного саморазвития ребенку непременно нужны также импульсы осознания успеха, вдохновения, позитивно влияющие на его психику и деятельность.

Тенденция к определению возможности синтеза искусств нашла отражение в работах Л.С. Выготского, В.В. Ванслова, А.И. Бурова, М.С. Когана, Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, У.Ю. Фохта-Бабушкина, Б.П. Юсова и других ученых. Они отмечают синтетический характер детского творчества, стремление ребенка одновременно к нескольким видам искусств, особенно в младшем возрасте. Отмечено, что воссоздание видимого и слышимого мира образов носит целостный, нерасчлененный на отдельные составные части процесс. Увидеть музыку, понять движение, уловить, почувствовать настроение, мысленно представить себе художественный образ - в этом выражается формирование культуры чувственного восприятия и образного мышления средствами искусств. Созданный образ проходит через эмоциональную сферу ребенка, открывая новые возможности для ассоциативного перевода этого образа из одного вида искусств в другой, устанавливая связи похожего и разграничивая возможности каждого вида искусств.

Назрела необходимость такого пути развития школьников, когда искусства даются во взаимосвязи, одно на фоне другого, как переходные или связующие моменты, обеспечивая тем самым целостное развитие художественно – образного мышления и общей гармонии чувств ребенка. Нужны новые программы художественно– творческого развития личности, комплексно воздействующие на ум, чувства, эмоции и сознание ребенка. Программы, в которых системный подход в художественном развитии личности осуществляется не набором дисциплин, а по сути своей является блоком предметов эстетического направления, которые находятся в единстве и функциональном взаимодействии содержания и форм обучения. Научной основой таких программ может быть концепция полихудожественного развития школьников Она выступает как часть гуманитарного развития личности, комплексно используя потенциал разных видов художественных занятий и творчества в интересах формирования общей умственной, нравственной, эмоциональной культуры человека в единстве с его природными способностями и социокультурным окружением.

Новая концепция развития школьников средствами искусств на интегративной основе в корне меняет сложившееся стереотипное отношение к искусству. Во-первых, искусство становится мощным средством развития общих и специальных способностей личности. Во-вторых, процесс освоения природы искусства, его профессиональных средств в различных видах художественной деятельности – это большой труд, способствующий формированию многих качеств личности и прежде всего развитости образного мышления и воображения, воспитания чувств, воли, силы характера. Л.С. Выготский, разрабатывая отдельные вопросы теории творчества, говорил о воображении как главном элементе творчества. В теории Б.П. Юсова воображение выступает как ведущий фактор духовного развития. Воображение – поистине творящий дух! Это мир возвышенного духовного пространства, просветляющего личность, синтез знаний и чувств, одновременно имеющих многоуровневую полихудожественную природу, это- мощный фактор развития личности и общества в целом.

Начиная с 1987 года Ленинградская область была включена в программу республиканского эксперимента по взаимодействию и интеграции искусств в полихудожественном развитии школьников и в настоящее время многие школы, учителя достигли потрясающих успехов в деле творческого развития личности.

Педагогическое руководство художественно – творческим процессом в условиях современной школы мы рассматривали в плане освоения ценностей художественной культуры “малой родины”, и через историю, культурные традиции того географичекого пространства, “ландшафта”, где родились и живем, к художественной культуре мирового масштаба. Ребенок способен понять умом и сердцем культуру разных эпох и народов, и через конкретную творческую деятельность стать мудрее и восприимчивее к красоте мира. В данном случае личный творческий опыт ребенка выступает как средство продуктивного мышления, воображения, обогащения интуиции, нравственного и духовного развития.

Процесс полихудожественного обучения предполагал из отдельных уроков искусств создать интегрированный блок художественно–творческих дисциплин комплексного воздействия. От традиционных уроков музыки и изобразительного искусства перейти к погружению в чувственную ткань художественных образов разной модальности. В таких условиях качественно менялись организация и содержание учебного процесса. Из набора разрозненных знаний о художественных культурах - к целостному представлению о мире и эпохе, культуре и явлениях в красках, ритмах, формах, линиях, музыкальном и пластическом звучании. Такое общение с искусством способствовало духовной самореализации школьников. Был важен сам процесс художественной деятельности ребенка как “подъем всего человеческого существа”, процесс возвышения и утончения чувств и осознания беспредельности своих возможностей. Научно обоснованная концепция педагогического руководства художественно–творческим развитием школьников предполагает соответствующую подготовку учителей художественно–эстетического направления, которая практически осуществляется на факультете искусств Ленинградского государственного областного университета им. А.С. Пушкина.

Учебный план такого факультета основан на широких культурологических знаниях , соотнесенных с естественнонаучными, философскими учениями. Основой программы профессиональной, специализированной подготовки учителя, способного вести учебный процесс на широкой интегративной основе является идея синтеза искусств, соотнесенная с философскими, религиозными системами, общественными и естественно–научными взглядами в сочетании с творческой деятельностью. Комплексное воздействие искусств в процессе занятий создает тот эмоционально–эстетический настрой, без которого невозможно всестороннее и глубокое восприятие действительности.

Кроме того, системный подход к процессу воспитания и обучения на основе полихудожественного метода потребовал разработки и создания единой системы непрерывного образования и воспитания комплексом искусств в звене “Дошкольное воспитание – школа – среднее специальное образование - ВУЗ – послевузовское образование”. Такая структура создана и действует на базе ЛГОУ им. А.С. Пушкина. На основе современного положительного опыта Университета и ряда территорий Ленинградской области, начиная с 80-х годов, разработан проект региональной комплексной системы эстетического воспитания и образования населения.

Системный подход в руководстве художественно–творческим процессом обеспечивает решение проблемы введения личности в мир художественной культуры и освоения информации через восприятие художественного образа и его воссоздание. В этой интеллектуальной деятельности высшего порядка совершается внутренняя работа личности над познанием мира и осознанием себя в мире, умением ладить с природой, людьми, с окружающей средой.

Нам представляется, что такая система обучения с широкой художественно–творческой специализацией в наибольшей мере соответствует духу времени, адекватна процессу развития и становления личности и оптимально выражает потребность в духовной самореализации.