Из опыта преподавания спецкурсов

“Синтез искусств в культуре серебряного века”

и “Н.К. Рерих и мировая культура”

В.Л. Мельников

зам. дир. по науке Рериховского Центра СПб ГУ,

препод. истории культуры Акад. Гимназии СПб ГУ,

препод. СПб гос. ун-та культуры и искусств,

ст. научн. сотр. Музея истории г. Шлиссельбурга

 

Первый из названных предметов мы начали преподавать в 1995/96 учебном году в Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета. Среди тем первых занятий три темы имели прямое отношение к наследию Николая Андреевича Римского-Корсакова: “Рерих и Римский-Корсаков: Союз Муз и Закон Прекрасного”, “Надгробный памятник Римскому-Корсакову: идеи синтеза искусств в камне” и “Музеи Римского-Корсакова в России”.

Эти темы были разработаны в виде методических материалов к спецкурсу, содержащих подробное изложение 12 занятий по следующей схеме: 1. Цель и задачи занятия; 2. План; 3. Новые понятия; 4. Текст, рекомендуемый учителю к изложению на занятии; 5. Вопросы учащимся; 6. Ответы на вопросы; 7. Задание на дом; 8. Материалы к заданию.

Приведём цели и задачи первой темы по занятиям: 1. Дать начальное представление о Н.А. Римском-Корсакове и Н.К. Рерихе. На нескольких примерах, извлечённых из трудов художника, показать его отношение к творчеству композитора и близость как в творчестве, так и в жизни; 2. Рассказать о “Китеже” — в литературе, в музыке и в живописи; 3. Сопоставить звукосозерцание Римского-Корсакова и музыкальность живописи Рериха; 4. Рассказать о связи творчества Римского-Корсакова с фольклором по материалам научного архива Рериха. Рассказать о “Снегурочке” и работах Рериха по оформлению этой оперы; 5. Подвести итог теме.

Соответственно планы этих занятий в методических материалах таковы: 1. Этические аспекты творчества Римского-Корсакова. Влияние Римского-Корсакова на Рериха в молодые годы. Чему мог научиться Рерих у Римского-Корсакова. “Историческое”, “этическое” и “космическое” в творчестве мастеров; 2. Участие Рериха в постановках опер Римского-Корсакова на Западе. Мечты Рериха о постановках в Индии. Общечеловеческий характер наследия обоих мастеров на примере “Китежа”. Легенда о Китеже по материалам Рериха. “Небесный Китеж” в опере Римского-Корсакова — Бельского. Рериховский эскиз “Сеча при Керженце”; 3. Музыка цвета Рериха и цветовое звукосозерцание Римского-Корсакова. Что такое синестезия (соощущение). Общие черты синтеза “звука”и “цвета” у композитора и у художника; 4. “Безотчётные параллели” в творчестве обоих мастеров на примере их отношения к фольклору. Римский-Корсаков и Рерих о “Снегурочке”. Атмосфера, в которой Римский-Корсаков творил оперу. Предания о месте создания “Снегурочки” по материалам научного архива Рериха; 5. Вера обоих творцов в реальность Красоты и Прекрасного. “Доказательство” реальности Прекрасного Римским-Корсаковым. “Закон Прекрасного” по Рериху.

На занятиях использовались фонограммы сочинений Римского-Корсакова, а для знакомства с творчеством Рериха привлекались как известные изоиздания, так и компьютерные средства воспроизведения живописи: компьютерные копии на выставке “Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха в собраниях США” и мультимедийное издание “Николай Рерих”, содержащее изображения свыше 500 картин художника.

Примерно по такой же схеме разработаны и другие темы этого спецкурса. Назовём некоторые из них: “Рерих и издательство “Свободное искусство”: идеи синтеза искусств в книге”; “Рерих и Кавказ: пути учёного, художника и мыслителя”; “Бологое: встреча эпох и искусств” (круг А.С. Пушкина, князь П.А. Путятин, Митусовы, Рерихи и др.); “Шутливая поэзия художника И.Я. Билибина”; ““Соловей” И.Ф. Стравинского — С.С. Митусова: образы Китая”; “М.А. Бихтер и его мысли о едином ритме творчества”. Разработки многих занятий были нами оформлены в виде научных статей и опубликованы. Материалы спецкурса прошли апробацию в 1997 г. в Экспертно-культурной группе Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга (отзыв кандидата искусствоведения И.В. Рудневой), в Отделе научной каталогизации Государственного Русского музея (отзыв доктора искусствоведения Е.П. Яковлевой) и в Отделе координации Российской национальной библиотеки (отзыв доктора филологии О.Д. Голубевой). На занятиях были использованы документы и сведения, полученные нами непосредственно от современников деятелей Серебряного века: Людмилы Степановны Митусовой и Татьяны Владимировны Римской-Корсаковой.

Как видим, тематика спецкурса в целом предполагает привлечение богатого фактического материала, показывающего на примерах пути реального взаимодействия различных искусств в творчестве российских мастеров рубежа ХIХ-ХХ вв. Очевидна большая познавательная, культурологическая и социальная значимость поставленной задачи, ибо синтез искусств невозможен без сближения не только конкретных приёмов, художественных форм и стилей, но и идей разных эпох, народов и культур. При выборе темы спецкурса нами руководила мечта о том, что блистательное время Серебряного века не ушло безвозвратно, что эпоха “неимоверной композиционности”, когда разные музы пели единый гимн Прекрасному, ещё вернётся. И эта мечта о будущем синтезе искусств имеет многие основания в прошлом: синкретизм древнеиндийской цивилизации, союз муз под единым началом покровителя искусств Аполлона в античности, расцвет искусств в Европе в эпоху Возрождения и в России в эпоху Г.Р. Державина – А.С. Пушкина и т. п. Конечно, в будущем синтез искусств будет качественно иным, но неизбежно исчезнет современная цеховая ограниченность творчества, настанет эра творчества космического, устремлённого за земные пределы в выражении и передаче красоты и величия природы.

Второй предмет, указанный в заглавии этого очерка, был начат нами в сентябре 1998 г. в стенах Санкт-Петербургского университета культуры и искусств (быв. Институт культуры им. Н.К. Крупской), с лекции “Н.К. Рерих об открытости и единстве культур”, прочитанной студентам Токийского университета. В лекции сформулированы основные цели и задачи нового спецкурса, имеющего специально культурологическую направленность. Приведём некоторые моменты этой лекции.

“Многие произведения и исследования Н.К. Рериха по праву вошли в “золотой фонд” искусства и науки. Творческую деятельность Рерих начал в конце 1880-х гг. в Санкт-Петербурге, а завершил в 1947 г. в долине Кулу на севере Индии. Между этими вехами гигантская работа в разных частях света — в России, Европе, Америке, Египте, Индии, Китае и Японии. В творческом наследии Рериха, во всей его деятельности нашли отражение закономерности развития многих наций, эпох и культур.

Пройдя столько стран, изучив многовековое культурное наследие мира, обнаружив массу уникального художественного и научного материала, подчас совершенно забытого или утерянного его современниками, Рерих пришёл к важным выводам об открытости и единстве всех культур Земли, в широком смысле — вообще Культуры.

В творчестве Рериха на первом месте всегда Путь Духа: будь то Божий промысел, мыслящий дух человека или стихийный дух природы. Почитание света Культуры — Бога присутствует во всём, что Рерих живописует, о чём говорит и что стремится донести людям. Особенно удаются Рериху образы героев, истинных воинов Духа, какому бы времени и какой бы вере они не принадлежали.

Личность Рериха сама по себе прекрасный пример единства разного в одном — гармоничного сочетания разных дарований и сфер творческой и общественной деятельности. Его пример свидетельствует о том, как может быть мудр, справедлив и красив человек, владеющий в полной мере живописью и скульптурой, поэзией и красноречием, историей и знанием законов сцены, архитектурой, языками, западной и восточной философией и ещё многими искусствами и знаниями.

В русском искусстве и вообще в культуре России Рерих видел черты, присущие всем искусствам и культурам.

В наше время его гений, знания и путешествия остаются мощным стимулом для осознания общечеловеческих ценностей, для построения общества, в котором все народы будут открыты друг другу во взаимном доверии и развитии”.

Процитированный фрагмент был во время лекции переведён на японский язык и остался у японских студентов на руках. Многие мысли, высказанные в первой лекции спецкурса, стали лейтмотивами большинства других лекций. Уже в 1999/2000 и 2000/2001 учебных годах студентам 3-го курса Академии культуры и искусств были изложены следующие темы: “Наследие Н.К. Рериха в Российской национальной (Публичной) библиотеке”, “Наследие семьи Рерихов в Мемориальном собрании С.С. Митусова в Санкт-Петербурге”, “Рерих и Римский-Корсаков: страницы сотворчества”, “Вклад Рериха в педагогику и образование”, “Современники Н.К. Рериха: художник И.Я. Билибин”, “Археология в жизни и творчестве Н.К. Рериха”, “Этические взгляды семьи Рерихов и проблемы общения”.

Основные выводы последней темы были апробированы также и в рамках школы-семинара “Специализация школы. Нервно-психическая адаптация”, проходившем в июне 1998 г. в Академической гимназии СПбГУ. Такое внимание к педагогической тематике в рамках культурологического спецкурса вызвано тем, что Рерих имел богатый педагогический и преподавательский опыт, уникальность которого не только в том, что носителем его был крупнейший художник, мыслитель, учёный, один из самых выдающихся деятелей своего времени, но и в том, что накапливался этот опыт не в одном городе, даже не в одной стране, а поистине по всему миру, в разных государствах, в разных образовательных традициях, в разных социальных и психологических условиях.

Из непродолжительной по времени, но насыщенной и разнообразной практики преподавания обоих предметов мы убедились в правильности следующих положений, в целом соответствующих тому, что высказывал в своё время Рерих.

Необходимо поощрять творческое побуждение ученика, ибо это стимулирует усвоение любого изучаемого им предмета.

Необходимо в комплексе воспитывать способность самостоятельно мыслить и желание полнее окунуться в мир духовных ценностей человечества, ибо это пробуждает потенциальные силы души и приводит к видимому развитию талантов и добрых качеств.

В стрессовых ситуациях, которых всегда много в жизни учащихся и студентов, преподаватель должен быть настоящей опорой для своих учеников; именно гармоничное общение с учителем должно помочь ученику развиваться.

Факторы гармонизации, выявленные Рерихом в практике преподавания, на нашем опыте действительно способствуют решению проблем общения в школе и ВУЗе. Это спокойствие, терпимость, доверие, доброжелательство, уважение и почитание учителей, традиции, совместное проживание при учебном заведении и ряд других.

Поставленные в преподавании и воспитании задачи эффективнее всего решаются при опоре на исторические корни национальной культуры, особенности народного быта, красоту и гармонию природы.