О приоритете духовно-нравственного воспитания через

культуру в школьных образовательных программах

 

А.А. Демидова

учитель, методист ср. школы № 67

г. Запорожье

Суть воспитания личности ребенка средствами Культуры можно выразить словами В.А.Сухомлинского “через красоту к человечности”. Для того, чтобы стать полноценной личностью, недостаточно получить образовательный минимум, равно как и профессиональную подготовку в вузе. Характерно, что даже успешная работа в сфере интеллектуальной, соприкосновение с искусством, начитанность и т.д. не всегда способствуют становлению Человека в человеке. Существует некая нравственная область, которая и охвачена явлением Культуры, и без проживания Красоты, Добра, Истины развитие личности остается иллюзорным.

Культура есть прежде всего категория духовная. Ее эволюция проходит через определенные этапы, ступени проявляясь в человеке (табл.1.)

Говоря о Культуре как средстве духовного развития личности, мы подразумеваем:

влияние искусства (эстетическое воспитание) , куда входит познание Красоты, критериев Прекрасного во всех сферах человеческой жизнедеятельности, воспитание культуры чувств, пробуждение творческих способностей, развитие образного мышления, вкуса и меры, интуиции, способности понимания языка искусства;

влияние научной мысли, что означает воспитание интереса к научному творчеству, стремления к познаванию нового и расширению кругозора, развитие логического мышления, постижение опытного знания, поиск Истины методами науки (научная мысль вскрывает суть явлений);

влияние философской мысли, этики (этическое, нравственное воспитание) дает постижение Добра, нравственных идеалов и этических норм, формирует мировоззрение и помогает понимать причинно-следственные связи, искать ответы на вечные вопросы человечества о смысле жизни, что такое мир и человек, по каким законам все развивается, живет и оказывается взаимосвязанным.

Для развития личности ребенка, духовно-нравственного воспитания его средствами Культуры, нами была разработана на основе Рериховской концепции Культуры программа “Экология души” которая включает в себя “Экспериментальный учебный план и программу курса для учащихся 1 - 12 классов общеобразовательной школы”.

В качестве дополнения к программе “Экология души” в помощь учителю было подготовлено пособие (пояснения к разделам и темам вышеуказанной программы) с программой для самообразования “Основы общечеловеческой культуры”.

“Экология души” - интегрированный курс, содержащий в себе элементы изобразительного искусства, художественного труда, чтения и развития речи, природо- и народоведения, этики поведения, психологии и философии, истории, биологии и т.д. Он включает в себя основы мировой художественной культуры, а также способствует формированию основ экологического сознания, ориентирует на нравственный идеал и самовоспитание, предназначен для развития внутренней культуры детей. С первого класса ребенок учится думать, размышлять; формулировать для себя вопросы нравственного содержания; смотреть и видеть, слушать и слышать другого человека.

Одним из критериев оценки результативности занятий является качество, ориентация вопросов, задаваемых ребятами. Успех – “шквал” вопросов по теме и отсутствие равнодушия. В качестве примера приводим ряд характерных вопросов учащихся 1-А класса СШ № 67 г. Запорожья, заданных учителю на первом уроке “экологии души” и в конце учебного года (занятия проводятся 1 час в неделю):

1. (На первом уроке) Будет ли конец света и когда? Опасны ли инопланетяне? Где живут чудовища? Как опознать вампира и побороть его? Настоящий ли Дед Мороз? Как стать военным в Америке? В сказках все неправда? Откуда взялись динозавры? и т.д.

2. (В конце учебного года) Отчего на земле идут войны? Как жить человеку, для которого не существует слов “нужно”, “надо”? Почему меня никто не любит? Как научиться дружить по-настоящему? Почему у меня мало друзей? Как попасть в сказку? Почему так приятно рисовать, сочинять сказки? Почему богатые смеются над бедными? и т.п.

На педагога, который стремится развивать нравственное и духовное начала ребенка средствами Культуры ложится задача: самому быть “вечным учеником”, неустанно изменяться, быть в поиске, соответствовать тем нравственным критериям, о которых он говорит и которых ожидает от ребенка. И влияние норм этики на личность ребенка напрямую зависит от нравственного облика педагога, его отношения к жизни, уровня культуры. Образом жизни для учителя становится то, о чем говорится на уроке “экологии души”

Если все это осуществляется, для такого педагога в его деятельности:

цель – Человек, средство - Культура, метод – диалог и сотрудничество

(“учитель-ученик”, “ученик-учитель”, “ученик-ученик”).

 

Духовная эволюция человека (эволюция сознания): от варварства к вершинам духовности

 

Ступень духовной эволюции

Доминирующая ценность

(иерархия ценностей)

В чем проявляется, в каких действиях выражается

Типичные особенности и качества личности

Варварство

Культ силы, тела

Стремление обладать, владеть

Грубость, бесправие слабого

Цивилизованность

Материальные ценности, упорядоченность, обустроенность жизни

Стремление к порядку, законности, государственности; поощряется накопительство и соответствие личности требованию “не выделяться”; консерватизм, стандартность.

Подчинение порядку, защита закона, философия “здравого смысла”; все, выходящее за рамки привычного, вызывает страх; развитие яркой индивидуальности не поощряется

Образованность

Интеллектуальные ценности

Прогресс; стремление познавать, осмыслять, объяснять; развитие наук, техники

Развитие ума, интеллекта, логики; индивидуализм; научное мировоззрение; узкая специализация

Интеллигентность

Гуманистические ценности (гуманизм)

Формирование самосознания; критериев “добра” и “зла”, поиск идеала, смысла жизни; самоанализ

Долг, ответственность перед собственной совестью, свободолюбие, широта познаний; чуткость, мужество иметь убеждения и отстаивать их

Утонченность чувств и мышления

Эстетические ценности (Красота спасет мир!)

Стремление к совершенству, самосозиданию; критерии прекрасного; способность взаимопонимания

Воспитание чувств и мышления; сострадание; развитие чуткости восприятия; тяготение к творчеству

Культурность

Этические (нравственные) ценности

Равновесие духовного и материального; видение единства в многообразии; формирование экологического сознания и поля культуры

Способность к сотрудничеству; альтруизм; тонкость интуиции; разностороннее развитие; самообразование; синтетическое мышление

Духовность

Духовные ценности

Преображение мира внутреннего и внешнего; наличие космического сознания

Понимание, мудрость (чувствознание), духотворчество

 

 

 

Типичные особенности и качества личности

Грубость, бесправие слабого

Подчинение порядку, защита закона, философия “здравого смысла”; все, выходящее за рамки привычного, вызывает страх; развитие яркой индивидуальности не поощряется

Развитие ума, интеллекта, логики; индивидуализм; научное мировоззрение; узкая специализация

Долг, ответственность перед собственной совестью, свободолюбие, широта познаний; чуткость, мужество иметь убеждения и отстаивать их

Воспитание чувств и мышления; сострадание; развитие чуткости восприятия; тяготение к творчеству

Способность к сотрудничеству; альтруизм; тонкость интуиции; разностороннее развитие; самообразование; синтетическое мышление

Понимание, мудрость (чувствознание), духотворчество