Амонашвили Ш.А.

Уроки постижения красоты

В Школе Жизни это есть интегральный образовательный курс, цель которого – выявить и развить в Ребёнке глобальную способность постижения и переживания красоты в разных её проявлениях и формах. В процессе развития этой способности раздвигаются грани духовной и нравственной жизни Ребёнка, грани его познаний, деятельности и творчества.

В то же время находящаяся в развитии способность направляет Ребёнка на самосовершенствование и утверждение прекрасного в себе и вокруг себя. Формула «Сознание красоты спасёт мир» обретёт для Ребёнка конкретный смысл и станет мотивацией многих его благих побуждений.

Важно проследить самое главное – качество интегральности уроков постижения красоты. Виды искусства рассматриваются как своеобразные науки, которые тоже исследуют действительность, постигают мир. Каждый вид искусства делает это своими средствами и описывает реальность языком красок, звуков, движений. Что является предметом исследования для каждого вида искусств? Таким предметом является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.

 Если художник рисует одинокое дерево, это не означает, что ему жаль конкретное дерево, а означает, что в этом образе выражает он свою жизнь, свои познания и отношения, жизнь людей. С помощью своих творений: художественных полотен, симфоний, балетных и драматических спектаклей, романсов и песен их создатели (художники, композиторы, артисты, балетмейстеры, режиссёры и др.) несут людям яркие образы жизни для облагораживания чувств, мыслей, взаимоотношений, жизни; доставляют им радость, волнение, вызывают сострадание, возмущение. Образы искусств украшают жизнь и быт людей.

 

Такая интегральность образовательного курса «Уроки постижения красоты» обеспечивается тем, что, кроме многих других сфер действительности, он вбирает и синтезирует в себе обычные для начальных школ предметы – музыку и изобразительное искусство, а также балет и театр.

На уроках постижения красоты дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов и музыкальных исполнителей, режиссёров и артистов театра и кино, танцоров и т.д., рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире. Детям даётся возможность долго рассматривать качественные репродукции картин, долго слушать музыку, искать чувства, отражённые в музыке, в рисунках, в танце.

В Школе Жизни содержание образовательного курса “Уроки постижения красоты” строится примерно по следующей схеме:

Красота во всём; движение к порядку и красоте в проявленной Вселенной.

Красота как высшее состояние, высший закон гармонии, порядка, целесообразности. Космос – значит «Порядок», «Устройство», «Красота». Движение Вселенной к преобразованию хаоса и безобразия в гармонию в облике красоты.

Красота в Природе: формы, цвета, убранство, целостность, взаимообусловленность, перемещения, движения, голоса, образ жизни, горы, равнины, реки, водопады, моря, растения, их плоды, семена, леса, животные, насекомые, птицы, смена времён года, погода, облака, ветры, стихии, огонь... Принцип стремления к целесообразности и гармонии в творческом восхождении Природы. Способность видеть красоту во всех проявлениях Природы (красоту внешних форм и сочетания цветов, красоту движений, красоту закономерностей и целесообразности) и восхищаться ею, беречь всю нерукотворную красоту Природы.

Красота Космоса: Солнечная система, восход и заход Солнца, день и ночь, Луна, звёздное небо, расположение звёзд, закон целостности и притяжения, свет, тьма, движение Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца, порядок движения, стремление к совершенствованию. Способность видеть и чувствовать явную и скрытую красоту Космоса.

Красота жизни людей – устремлённость к совершенствованию, восхождению.

Человек – микрокосмос, носитель всей гармонии и красоты Мироздания. Красота и совершенство тела человека, красота речи, человеческого общения, красота труда; рукотворная красота, плоды человеческого труда, творчества, гения – красота архитектуры, живописи, музыки, танца, обрядов; красота созидания, преобразования; красота научных теорий и открытий.

Способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами рукотворной красоты, высшими духовными ценностями.

Красота духовной жизни, красота и возвышенность мысли;

красота чувств;

высшая красота и гармония – любовь;

красота истины;

красивая душа;

красота сердца;

внутреннее обаяние человека;

красота человеческих взаимоотношений;

стремление к самосовершенствованию и гармонии;

умение создавать красивые мысленные образы, радоваться воображаемой красоте;

способность чувствовать и воспринимать незримую красоту, радоваться красоте во всех человеческих проявлениях и возмущаться из-за бездуховности, пошлости и безвкусицы, бессердечности и жестокости.

Преобразующая, возвышающая сила сознания красоты, способности построения и переживания красоты умом и сердцем.

Стремление к упорядочению жизни по принципам красоты, к утверждению гармонии и порядка.

В образовательный курс «Уроки постижения красоты» включаются такие формы деятельности детей, которые помогут им накапливать в себе опыт понимания красоты:

обсуждения, сравнения и оценки;

слушание высших образцов классической и современной музыки,

сочинение музыки и песен,

пение,

посещение выставок картин, оценка образцов живописи,

рисование с заданием изображать чувства, стремления, настроения;

посещение спектаклей;

постановка спектаклей и т.д.

 

Амонашвили Ш.А.,
почетный академик Российской Академии Образования,
доктор психологических наук, профессор

 

Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. –
М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.

​