Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

Современные дети – КТО ОНИ?

Если детская душа, сердце юношеское может быть столь проницательным, и в творчестве ребенка может проявляться зрелый дух – тогда насколько будет уместно навязывать ему свои взгляды?

Вспоминаются мудрые наставления о великом значении педагогического труда:

бережное воспитание открывает возможность правильному образованию, и задача педагога и родителей – облагородить и возвысить сущность человека, но не пытаться изменить ее; надо учитывать, что каждый ребенок приходит в эту жизнь с уже сложившимся характером, и по этой истинной мерке – неизменной сущности ребенка – и нужно прилагать все остальное[1].

Образовательное пространство, по мнению ученых, обладает универсальным содержательным потенциалом для понимания учащимися философии жизни. Самых разных по возрасту детей можно приобщать к философскому осмыслению мира через русскую философскую мысль и ее национальные особенности – это и есть реальная защита детей.

Однако, способствовать развитию личности это может лишь при одном условии: бережном отношении к чуду творчества. Обучая юное поколение разным наукам, нельзя забывать, что поэзия – родная сестра философии (а также всех наук), и она помогает становлению космического миропонимания, нахождению себя в жизни. Тексты же, предлагаемые в последнее время для чтения детям и юношеству, в основном, лишены образности, а значит, жизни и красоты (о чем с тревогой пишут специалисты по психологии детского чтения), – и это самое настоящее обкрадывание детей, что должно считаться не меньшим правонарушением, чем любое общественно опасное действие.

Несмотря ни на какие процессы, происходящие в обществе, не будем забывать, что забота о развитии детей – нравственном и эстетическом – является одной из главных задач, так как они – дети, подростки, все молодое поколение – вместе с нами остро переживают трудный период становления нового общества и готовятся своим трудом творчески преобразовывать этот мир.

На пути Красоты и Культуры нет разрушений и пороков общества. Будем надеяться, что стремление к творческому единению людей доброй воли получит дальнейшее развитие, и культурная общественность России, других стран широко присоединится к движению Культуры. И тогда, в День Культуры, во всех школах и образовательных учреждениях одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творчестве и энтузиазме, об улучшении и украшении жизни.

_________________________________________________

[1] см. Учение Живой Этики. Надземное, п. 425.

​