Мероприятия ко Дню Культуры-2018

ГБОУ школа № 23 Невского района Санкт-Петербурга

Название:

Организация книжных выставок «Мы – друзья с огромным сердцем» (для начальной школы) и «Равнодушие – путь к одиночеству» (для средней и старшей школы). Беседы у книжных полок, тематические уроки.

Место проведения:

Россия, Санкт-Петербург, ГБОУ средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением финского языка Невского района Санкт-Петербурга.

Дата проведения: апрель 2018 г.

Возраст участников: 8-12 и 12-15 лет.

Цель: на примерах из литературных произведений и случаях из жизни сформировать у обучающихся представление о важности жить энергичной, полной жизнью, общаться и дружить в «реальном» мире, быть энтузиастом, иметь большой круг интересов.

Задачи:

1. Раскрыть сущность дружбы и товарищества как высших человеческих проявлений. Показать необходимость дружбы в семейной и общественной жизни. Определить ценность дружбы в жизни участников мероприятия.

2. Поговорить о дружбе как позитивном энергообмене, воодушевляющем на активное созидание, доброжелательное и ответственное отношение к миру, самореализацию.

3. Показать, как равнодушные люди безучастны к жизни, неуспешны.

Идея: Мероприятия проводятся ко Дню Культуры, в этом году посвященному теме «Пылайте сердцами, творите любовью», а также к Международному дню дружбы, провозглашённому Генеральной Ассамблеей ООН 27 апреля 2011 года, для реализации функции школьной библиотеки по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Актуальность темы обусловлена заботой о сплочении классов в средней и старшей школе, преодолению индивидуализации: известно, что в этот период часто разрушаются привычные дружеские связи, появляется разобщенность, равнодушие некоторых ребят к учебе и жизни класса.

Размышляя о теме, я по-своему переформулировала ее: «Пылайте сердцами – живите с любовью». Действительно, если человек живет с «огнем в груди», то и проявляется это во всем: он энтузиаст в работе, он дружит и любит, он живет в гармонии с природой, имеет активную жизненную позицию и большой круг интересов. Такой человек полон энергии и заряжает ею окружающих, он открыт и доброжелателен. У него много друзей: люди тянутся к нему. Он успешен, т.к. его энергия обеспечивает движение, которое непреклонно влечёт его к победе.

Само слово «энтузиазм» в переводе с греческого языка означает «Бог внутри»: это про огонь, рождающийся в груди того, кто страстно вовлечён в какое-то дело, работу или жизнь в целом.

Равнодушный же человек одинок не только отсутствием друзей: он обедняет свою жизнь отсутствием цели, интереса к жизни. Он безучастен ко всему, его не интересует саморазвитие и реализация, он «тлеет», «существует». Поэтому возникла идея двух выставок-«антагонистов».

Участники мероприятия были разделены на две возрастные группы.

Обучающимся начальной школы адресована выставка о дружбе. Для старшей школы, на примере произведений из школьной программы, работа была ориентирована на тему о преодолении одиночества как следствия равнодушия к жизни. Однако, эти выставки лучше работают вместе, с поправкой на возраст аудитории.

Содержание выставок

1. Выставка «Мы – друзья с огромным сердцем».

С наполнением этой выставки не возникло сложностей: тема дружбы в большей или меньшей степени затронута во множестве литературных произведений. Мировая литература полна примерами дружбы; имена «книжных» друзей, начиная с античных Ореста и Пилада, стали нарицательными. Поэтому было принято решение взять самые читаемые, узнаваемые и красочные книги библиотеки.

Выставка состоит из трех разделов: «Друзья друг другу», «Друзья Планете», «Друзья познанию». Идея такова, что люди увлеченные, с «пытающим сердцем», энтузиасты зажигают своей энергией, притягивают друзей, творят добро «братьям нашим меньшим» и увеличивают свои знания о мире, путем саморазвития через чтение научно-популярных книг, энциклопедий.

Вся выставка озарена «солнцем», расположенным в правом верхнем углу выставочного стеллажа, а «лучи» идут по полкам, «озаряя» представленные экспонаты. Это символ: люди «с огнем в груди» дарят свое тепло, притягивают к себе и освещают все вокруг живительным светом.

Первый раздел выставки: «Друзья друг другу». Представлены книги – признанные образцы мировой классики, содержащие примеры настоящей дружбы:

1. В центре композиции, наверное, самый яркий образ дружбы в мировой литературе – книга А. Дюма «Три мушкетера» (М.:Белый город, 2003. – 49 с.,ил.), литературно обработанная для детей младшего и среднего школьного возраста.

2. Дружинина М.В. Классный выдался денек!. – М.: Дет.лит, 2010. – 171 с., ил. – (Школьная библиотека) – сборник рассказов о современных девчонках и мальчишках: озорниках, непоседах, фантазёрах. Вот уж у кого "время никогда не тянется бесконечной жвачкой"!

3. Твен М. Приключения Тома Сойера; Приключения Гекельберри Финна: Повести/ Пер. с англ. – СПб.: Лениздат, 1993. – 495 с., ил. – (Библиотека для детей). – Классическая история о приключениях неразлучных друзей Тома Сойера и Гекльберри Финна уносит читателей в мир детства, где царствуют безудержная фантазия, озорство и неутомимая энергия.

4. Крюкова Т.Ш. Женька Москвичев и его друзья. – М.: Самовар, 2013. – 110 с., ил. – (Школьная библиотека). – Истории про неразлучных друзей от любимого детского писателя. «Если бы Женьку Москвичева и Леху Потапова сложить, а потом разделить пополам, то получилось бы два… в меру бойких, … в меру стойких…обыкновенных средних ученика… Они представляли собой полную противоположность друг другу… но они были неразделимы».

5.  Драгунский В. Где это видано?...: Сборник рассказов. – М.: Астрель, 2003. – 173 с., ил. – (Хрестоматия школьника). – Признанный шедевр детской прозы, любимый тремя поколениями читателей. Сборник рассказов Дениски Кораблева – мальчика с открытым добрым сердцем. Он рассказывает о своей дружбе с Мишкой, родителях, учебе в школе, своих приключениях и нравственных открытиях.

6. Яковлев Ю.Я. Верный друг: Повести. – М.:Детлит, 1990. – 271 с., ил. Книга содержит повесть о жизни Саманты Смит, простой американской девочки, «самого маленького миртворца», которая своим горячим сердцем растопила лед «холодной войны».

Второй раздел выставки: «Друзья Планете». Здесь представлены экспонаты, посвященные созидательному отношению человека к природе.

1. Зубко В.И. Воспитай щенка. – М.: Патриот, 1992. – 176 с., ил. – («Практическое руководство о выращивании здоровой, умной и дисциплинированной собаки»).

2. Рябинин Б.С. Друг, воспитанный тобой. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977. – 214 с., ил. – (Еще одна книга на эту тему, однако, в ней больше внимания уделено зоопсихологии, а также содержится «Очень Важная Глава "Хочешь иметь друга – будь сам другом!"»).

3. Юный натуралист. – 2013. – № 5 – (Юбилейный номер, перепечатавший обложку журнала за 1938 г. с портретами детей-юннатов. – Самому известному журналу СССР и России для школьников о живой природе в этом году исполняется 90 лет!)

4. А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц. – М.: Эксмодетство, 2017. – 112 с., илл. (Книги – мои друзья). (Все мы знаем расхожую фразу Лѝса «Мы в ответе за тех, кого приручили»).

На эту же тему и следующая книга:

5. ДиКамилло К. Спасибо, Уинн-Дикси: Повесть /Пер. с англ. О.Варшавер. – М.: Махаон, 2009. – 176 с., ил. – (Рассказ о дружбе, которая стала возможной благодаря собаке Уинн-Дикси. Девочка, брошенная своей матерью, чувствовала себя одинокой, как и многие жители городка, в который она приехала. Однако благодаря Уинн-Дикси, они все смогли обрести друг друга и согреться душой).

6. Коптяева А. Как я была доктором: рассказы. – М.: Детлит, 1988. – 48 с., ил. – (Сборник рассказов о простых деревенских людях – наших современниках, живущих в гармонии с природой).

Третий раздел выставки: «Друзья Познания» или, для маленьких участников: «Мой друг – Пишичитай» (аллюзия на серию рисованных мультипликационных фильмов режиссёра Юрия Прыткова 1978-80 гг. – для оформления использованы кадры и шрифты из мультфильма).

В этом разделе помещены выпуски журнала «Наш друг – компьютер», книги о книге (Горбачевский Б. В стране книголюбов. – М.: Детлит, 1979. – 159 с., ил., и Мегаи Л. Книжка о книжке. – Будапешт, Корвина, 1976), а также энциклопедии, справочники и прочее.

Мы поговорили о дружбе между людьми, о дружбе с домашними животными. В этом разделе с младшими школьниками предполагается беседа о «дружбе с книгой», «учении с увлечением». Идея раздела – люди с горячим сердцем обладают пытливым умом, тянутся к знаниям.

Старшим школьникам напоминалось, продолжая тему «страстного» отношения к жизни, что для того, чтобы обладать ценностью, страсть должна сопровождаться знанием. Перед тем, как дать себе волю, мы должны удостовериться, что объект нашей страсти – достойный и не разрушительный. К примеру, те, кто находится в духовных поисках, должны проявить осторожность, прежде чем присоединиться к новой группе (чату и проч.): изучить наполнение, состав участников и т.п.

   

 

2.Выставка «Равнодушие – путь к одиночеству». Выставка выполнена в черно-серой гамме, эффект должен усиливаться черными тучами. Выступает антитезой к первой выставке, расположена на стеллаже напротив.

На выставке подобраны произведения из школьной программы о равнодушии людей друг к другу и обществу, в котором они живут, а также о равнодушии людей к природе. В конечном итоге, равнодушие ведет к саморазрушению личности, распространяется на все составляющие жизни – люди живут «на автомате» работа-дом, пытаясь встряхнуть себя острыми ощущениями, излишествами и дурными пристрастиями (об этом мы говорим с посетителями – старшими школьниками).

Многие философы считали равнодушие самым страшным грехом, т.к. такой человек способен на любое предательство и преступление. В нем нет эмпатии – способности чувствовать другого человека. Здесь же мы вспоминаем слова А.П. Чехова: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», рассуждаем с участниками выставки о духовном обнищании и вытекающими из него агрессии и жестокости.

На первой полке (напротив раздела «Друзья друг другу» выставки «Мы – друзья с огромным сердцем») представлены классические произведения из школьной программы, где главные герои – равнодушные жестокие люди или претерпевают равнодушное отношение общества к себе: «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Обломов» И.А.Гончарова, сборник рассказов А.П.Чехова, содержащий рассказы «Крыжовник», «Ионыч», «Господин из Сан-Франсциско» И.А.Бунина и др.

На второй полке (напротив раздела «Друзья Планете» выставки «Мы – друзья с огромным сердцем») представлены произведения: «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Л.Васильева, «Белый Бим Черное ухо» Г.Н. Троепольского, «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина – книги о жестоком отношении человека к природе и животным.

Центральным местом экспозиции является реальное объявление, взятое с сайта «Авито.ру»: люди наигрались с котенком и хотят от него избавится. Рядом картинка – котенок на улице. Библиотекарь рассказывает посетителям, что по статистике, голодная кошка умирает на морозе в –7°С в течение получаса и что редкое бездомное животное доживает до 3 лет.

   

 

Информация к размышлению

Мероприятие произвело впечатление на участников. Многие делились своими личными историями, обсуждались ситуации в классе, известные события.

Воспитание книгой позволило преподнести нужную информацию в доступной форме, вводя ребенка в мир человеческих взаимоотношений и давая пример для подражания, который иногда сложно найти в действительности. Рассказы о дружбе, о сверстниках, воодушевлённых какой-то совместной детальностью (ребята припомнили повести Н.Носова «Дневник Коли Синицина» и «Веселая семейка»), может оказать огромное воспитательное влияние.

Подлинным открытием для участников мероприятия стала рекомендованная библиотекарем книга о жизни Саманты Смит (Ю.Яковлев «Верный друг»). Современным детям это имя не знакомо, им было сложно представить, как ребенок может помирить две супердержавы и поверить в то, что голос ребенка что-то значит во взрослом мире. Участники узнали о Медали Четырёх Девочек (Тани Савичевой, Анны Франк, Садако Сасаки и Саманты Смит), и о том, что значили эти девочки тогда и что их имена значат для нас сейчас. Слушатели поверили, что в их силах поменять свою жизнь и жизнь близких людей.

Участники мероприятия заметили (вполне справедливо), что книги о дружбе представлены, в основном, для детей младшего возраста, а о предательстве и равнодушии – для старших читателей. Однако, затруднились назвать книги о верной дружбе взрослых людей, предположив, что «жизнь – сложная штука, в ней не бывает все безоблачно». Вообще, разговор о дружбе шел тяжело, вызывал иронические замечания. Многие ребята признавались, что «с одноклассниками у меня мало общего…, все мы заняты подготовкой к ЕГЭ, дружить особо некогда».

Вместе с тем, старшеклассники на уроке русского языка продемонстрировали затруднение при написании сочинения на тему «Равнодушие – путь к одиночеству»: возникли сложности при подборе аргументации. Прежде всего, приходили на ум произведения о героях неравнодушных, что лишь частично соотносилось с темой. Благодаря выставке, участники смогли вспомнить подходящие примеры из классики. Так, некоторые участники мероприятия открыли для себя новый взгляд на изученные «Мертвые души»: ведь «мертвыми» душами можно назвать равнодушных к себе и стране помещиков, которых интересуют только деньги и сплетни.

А в заключении был задан риторический вопрос: «Почему с возрастом искренние и пылкие дети утрачивают свой энтузиазм и становятся равнодушными к своей жизни подростками и взрослыми людьми?» Может быть, на него сумела ответить школьный психолог, предположив, что дело в выученной беспомощности, когда, после ряда неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды, смиряешься и прячешься в равнодушие. И можем ли мы – взрослые, педагоги – как-то повлиять на эту практику?..

Данилова Ольга Владимировна
заведующая библиотекой ГБОУ школы №23