День Культуры-2017 в ГБОУ школа № 23 Невского района

«Эволюционная роль труда. Труд как культурная ценность»

В ГБОУ СОШ № 23 Невского района были проведены уроки, посвященные ежегодному Дню Культуры 15 апреля. На этих уроках ребята обсуждали понятия «культура», «труд»; говорили, как важно трудиться, как труд украшает человека. На уроке ученики пришли к выводу, что труд является культурной ценностью.

Этим урокам предшествовала предварительная подготовка, в процессе которой учащиеся 8-9 классов:

  1. Подготовили доклады об известных деятелях науки и культуры, чья жизнь может служить образцом подрастающему поколению. Так, учащиеся 9 «б» класса рассказали о С.П. Королеве.
  2. Выучили и прокомментировали пословицы и поговорки о труде.
  3. Составили кроссворды на тему «Труд как культурная ценность».
  4. Нарисовали рисунки и написали сочинения о важности труда.

Данилова Ольга Владимировна,
зав. библиотекой ГБОУ школы № 23 Невского района Санкт-Петербурга

Выставка-беседа

«Знание и труд человека красят»

Дата проведения: март-апрель 2017 г.

Возраст участников: 7-12 лет.

Цель: на примерах из литературных произведений сформировать у обучающихся представление об уважительном отношении к труду, его основополагающей роли в жизни человека.

Задачи:

1. Закрепить знания обучающихся о видах труда и профессиях; обсудить понятия «престиж Человека Труда», «рабочая гордость».

2. Сформировать представления о социальной значимости и красоте труда; показать взаимосвязь труда и жизни человека.

3. Довести до сознания обучающихся мысль о необходимости трудиться, важности трудолюбия и уважительного отношения ко всякому труду.

Замысел и содержание: Мероприятие проводится в преддверии праздника «День Культуры» 15 апреля, в нынешнем году посвященного теме «Эволюционная роль труда. Труд как культурная ценность» и в целях реализации функции библиотеки по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Актуальность темы обусловлена приоритетной значимостью роли труда в образовании и воспитании детей. В условиях отсутствия положительных жизненных установок и ориентиров, искажения и девальвации базовых ценностей, вопрос воспитания здоровой личности стоит очень остро. Важно закладывать основы с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим и делать это целесообразно на примерах лучших произведений отечественной и зарубежной литературы, вошедшей в золотой фонд мировой классики. Серьезные нравоучения утомляют детей и редко достигают своей цели, а воспитание книгой позволяет преподнести нужную информацию в доступной форме, вводя ребенка в мир человеческих взаимоотношений и давая пример для подражания, который, может быть, сложно найти в действительности. Рассказ о людях труда, о мастерах, очарованных любимым ремеслом, о сверстниках, воодушевленных какой-то совместной деятельностью может оказать огромное воспитательное влияние.

Ребята с интересом слушали отрывки из произведений Л.Воронковой, Ф.Абрамова, П.Бажова, В.Осеевой, Е.Пермяка. Многие открыли для себя этих авторов и взяли в библиотеке книги.

Информация к размышлению: К сожалению, в современной литературе сложно найти сюжеты об усердном труде и трудолюбии героев. Об этом стало «не модно» писать, закрепляется ироническое отношение к честным труженикам: «трудяга», «трудоголик». Дети не приучены трудиться, усердием и трудолюбием добиваться поставленных целей. По опросу в ходе мероприятия выясняется, что многие мальчики не умеют обращаться с инструментами, мастерить, девочки не занимаются рукоделием, не выполняют никаких обязанностей по дому.

В ходе бесед с обучающимися было выявлено, что интересным для них стали бы беседы с представителями разных профессий. Возможно в перспективе организовать подобные встречи (приглашать родителей, бабушек и дедушек, энтузиастов, которые рассказали бы о своем Деле).