Народная мудрость как инструмент процесса воспитания. Притчи.
Шкарупа Лариса Николаевна
Учить – значит показывать: «Это возможно».
Учиться – значит сделать это возможным для себя.
Пауло Коэльо «Дневник мага»
Многие опытные классные руководители и воспитатели считают, что главное в воспитании «не потерять высший смысл мелочей, проживаемых ежедневно».
Я полностью поддерживаю эту мысль и считаю, что ни грандиозные проекты, ни планы, составляемые нами сразу на учебный год, ни задачи, заявляемые в начале года, не являются основой воспитания. Воспитывают так называемые «мелочи жизни», изо дня в день, из четверти в четверть, из года год. И человек, находящийся рядом с ребенком, хочет он этого или нет, являет собой и орудие воспитания, и пример воспитания. Дети на уровне интуиции чувствуют, как к ним относишься, их не обманешь. Для них очень страшно равнодушие старших. Контакт начнется или не начнется с того момента, как мы (взрослые) поздороваемся. И как только «есть контакт», автоматически включается процесс воспитания. Конечно, мы работаем на результат, цель которого - самореализация, самоопределение ребенка.
И я уверена, он будет положителен, если ребенок будет понимать и чувствовать, что к его деятельности и состоянию души неравнодушны окружающие.
Итак, контакт найден. Что дальше?
Существует широкий выбор методов, средств и форм воспитания. Но жизнь неподвластна методикам. Тогда только один выход – «жить с ребятами одной жизнью, в которой есть творчество, успехи, удачи и неудачи, праздники и будни, радости и огорчения, а порой – боль и одиночество. Значит, главное – быть рядом и оказаться рядом». Тогда и средства найдутся, и методики сработают.
Народная мудрость как инструмент процесса воспитания. Притчи.
В этих лаконичных историях заключены и малые, и большие законы человеческого мира. Суть притч заключается в том, что « в них резюмируется мораль либо прямым текстом, либо очевидным намеком».
Для младших школьников притча связана со сказкой; подросткам помогает перешагнуть грань детства, а старшеклассникам – «облегчает пересечение границы со взрослой жизнью».
Я приведу несколько примеров притч, а вы без труда поймете, в каких ситуациях они могут вам пригодиться.
Притчевая сказка «Коряга»
Коряга, неуклюжая бедняжка, лежала на опушке леса поблизости от гладких, хорошо обтесанных и дружных между собой бревен, вызывала у них насмешки и страдала от одиночества и собственного уродства. Но однажды пришел человек, уложил бревна в ряд, скрепил их корягой, у которой было немало кривых цепких сучьев, – получился плот, на котором он отправился в путешествие по реке.
Вопросы:
Притча «Совет Сократа»
Один человек спросил у Сократа:
– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
– Три сита?
– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
– Нет, я просто слышал это.
– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
– Нет, напротив.
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
Прежде, чем сказать, подумай:
Ведро с яблоками
Купил человек себе новый дом, большой, красивый, и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал:
«Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
– Кто чем богат, тот тем и делится!
Темы для обсуждения:
Опасное искусство
В одной монгольской деревне от укусов змеи умерло так много людей, что мало кто осмеливался выходить в поле. Говорят, один змеелов укротил змею и убедил ее сделаться миролюбивой.
Жители деревни скоро увидели, что змея стала безвредной. Они начали забрасывать ее камнями и таскать за хвост. Как-то ночью, избитая, чуть живая, змея приползла к змеелову в дом.
Змеелов выслушал ее жалобы и сказал:
– Госпожа Змея, люди перестали бояться тебя – и это плохо.
– Но ведь ты сам учил меня не проявлять насилие!
– Я хотел, чтобы ты прекратила кусаться, но не шипеть!
Вопросы:
Нет работы, нет еды
Китайский Мастер дзэн Хякудзе даже в восемьдесят лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю.
Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты.
В этот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать.
«Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты», – догадались ученики. – Положим-ка мы их лучше обратно».
В тот день Мастер работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал:
– Нет работы – нет еды!
Задание:
Однажды к Учителю пришел некий богатый вельможа.
– Учитель! – сказал он. – Мне скучно жить!
– Мне сплясать тебе? – ехидно поинтересовался Учитель.
– Ну что вы, Учитель, – смутился вельможа.
– Тогда сам спляши, – хладнокровно предложил Учитель.
Вельможа только поморщился.
– Значит, тебе просто хочется жить скучно, – заключил Учитель.
Вопросы:
Семена и ростки
Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и непрочны в нем.
– Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? – спросил старец.
– Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, – ответили ученики.
– Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи люди прячут глубоко в душе, чтобы их не увидели другие. Там они растут и губят человека в самом его сердце.
Вопросы:
Попутчики
Пересохло озеро от долгой засухи, совсем стало невмоготу Черепахе, и пустилась она в долгий путь к большому озеру в низине.
Змея тоже хотела ползти туда, но сил у нее не осталось. Тогда залезла она на Черепаху и поехала на ней. Черепахе стало прохладнее, но тяжелее.
Змея была недовольна медлительностью Черепахи. Хотела укусить ее, но боялась: «Укушу – сбросит». А Черепаха была недовольна тяжестью на спине, но боялась: «Сброшу – укусит».
Так с этими мыслями они и доползли до воды.
Вопросы:
Как важно слушать
Отправил как-то один царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:
– Мой господин... повелел вам сказать, чтобы вы дали ему... белую лошадь с черным хвостом... а если вы не дадите такой лошади, то...
– Не желаю больше слушать! – перебил царь запыхавшегося гонца. –Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то...
Тут он запнулся, а гонец, услышав такие слова, испугался и выбежал из дворца. Он вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Выслушав донесение, повелитель страшно рассердился и объявил соседскому царю войну.
Долго длилась эта война, много крови было пролито и земель опустошено. Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
– Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне белую лошадь с черным хвостом, а если не дашь, то...»?
– «...пошли лошадь другой масти», – продолжил царь. – Вот и все, что я имел в виду. А ты что хотел сказать своим дерзким ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то...»?
– «...непременно послал бы ее в подарок моему доброму соседу», – ответил второй правитель.
Вопросы:
Привычка к сражениям
Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро.
Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч.
И тогда из последних сил дракон спросил:
– Рыцарь, а ты чего хотел-то?
– Воды попить.
– Ну, так и пил бы...
Вопросы:
«Условный рефлекс» (для родителей и педагогов)
(Автор – Ирина Семина, дано в сокращении)
Жил-был на свете Ежик. Однажды он увидел маленькое существо, которое с любопытством рассматривало лужайку перед входом в его жилище, и пригласил его к себе. Так Ежик и Черепашка стали жить вместе.
Но друзья оказались очень разными. Ежик бегал быстро – Черепашка передвигалась медленно. Ежик любил действовать – Черепашка любила мечтать. Ежик вставал ни свет ни заря – Черепашка предпочитала поспать подольше. Ежик очень любил порядок, а медлительная Черепашка все время забывала, в чем этот порядок заключается. То забудет на ночь светлячков со стен собрать, то листья по полу разбросает, то лапы вытереть не спешит. Ежик терпел-терпел, пыхтел-пыхтел, напоминалнапоминал и однажды не выдержал.
– Давай так, – решительно сказал Ежик. – Нужно, чтобы любовь к порядку стала у тебя условным рефлексом. Каждый раз, когда ты чтонибудь забудешь, я тебя уколю иголкой. Вот так!
Однако Черепашка, как ни старалась, все равно время от времени чтото забывала или не успевала. Только теперь она очень боялась, что ее опять будут колоть, а от этого думала не о том, что надо делать, а о том, что будет больно. У нее уже вся спинка была исколота!
Через какое-то время Черепашка с удивлением заметила, что спинка стала вовсе не такой чувствительной. Она еще не знала, что существо становится бесчувственным, если постоянно делать ему больно…
В целях защиты! Защита от боли – это тоже условный рефлекс. Кроме того, Черепашка почему-то стала много спать, и это Ежика тоже раздражало. Ведь когда кто-то спит, очень трудно вырабатывать у него условные рефлексы!
А потом наступила осень. И Черепашка совсем замерла. Она не шевелилась день, потом другой, потом третий. Ежик запаниковал. Он выскочил из норки и побежал к лесному доктору – старой Сове.
– Ничего непоправимого, – сообщила Сова, осмотрев пациента на месте. – Просто впала в спячку. Защитная реакция такая.
– А от кого ей защищаться? – недоуменно спросил Ежик. – Здесь, кроме меня, никого нет, я ее воспитываю и никому в обиду не даю.
– Так от тебя, воспитатель, она и защищается, – покачала головой Сова. – Ты ж ей личного пространства совсем не оставил. Вот и пришлось панцирь нарастить, чтобы хоть как-то от тебя отгородиться. Может, если уйдет от тебя – оживится, повеселеет. Поймет, что, кроме условных рефлексов, есть еще и безусловные.
– Это какие такие безусловные? – не понял Ежик.
– Это когда условий не ставишь, а принимаешь другого таким, какой он есть, – объяснила Сова. – Любовь – это и есть самый безусловный рефлекс.
И Сова полетела по своим делам. А Ежик устроился рядом с Черепашкой.
– Слышишь, Черепашка! – тихонько сказал он. – Ты спи, сколько захочешь. А я подожду. И больше никогда, никогда не буду пытаться тебя изменить. Я лучше сам изменюсь! Я сделаю свои колючки мягкими.
И ему уже казалось, что его колючки, правда, становятся мягкими и шелковистыми, потому что все мы – и Ежики, и Черепашки, и другие существа – по сути своей одинаковые: с любопытными носиками и мягкой, розовой, беззащитной кожицей, очень нуждающейся в Любви.
В поисках истины (для взрослых слушателей)
Попал один мудрец на небеса.
– Как прожил ты свою жизнь? – спросил его Ангел.
– Я искал Истину, – ответил мудрец.
– Это хорошо! – похвалил мудреца Ангел. – Расскажи, что ты делал, чтобы найти Истину.
– Я знал, что мудрость, накопленная людьми, записана в книгах, и много читал, – сказал мудрец, и Ангел улыбнулся.
– Я изучал святые книги и ходил в храмы, – сказал мудрец. Улыбка Ангела стала еще светлее.
– Я много путешествовал в поисках Истины, – продолжил мудрец, и Ангел благосклонно кивнул головой.
– Я любил беседовать и спорить с другими мудрецами. В наших спорах рождалась Истина, – добавил мудрец, и Ангел снова кивнул головой.
Мудрец замолчал, и лицо Ангела вдруг омрачилось.
– Разве я что-то делал неправильно? – удивился мудрец.
– Ты все делал правильно, но ты ничего не сказал о Любви, – ответил ангел.
– У меня не было времени на Любовь, я искал Истину! – гордо заявил мудрец.
– Там нет Истины, где нет Любви, – с горечью воскликнул Ангел. – И глубочайшая Истина рождается лишь из глубочайшей Любви.
Между жизнью и смертью (для взрослых слушателей)
Однажды Ученик и Учитель переправлялись в лодке через быструю реку.
Ученик сказал:
– Сейчас между нами и смертью только этот кусок дерева!
– На суше нет и его, – ответил Учитель.
Притча «Счастье» (для взрослых слушателей)
Замесил Господь глину и силой Вдохновенной Мудрости создал Творение – Человека. И смотрел Бог на Человека, и доволен был, ибо видел, что все у Человека есть: очи – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, язык – чтобы говорить, ноги – чтобы стоять и идти, руки – чтобы действовать, грудь – чтобы дышать, сердце – чтобы любить, кожа – чтобы чувствовать, живот – чтобы беречься, спина – чтобы выдерживать нагрузки, плечи – чтобы отвечать за себя.И радовался Всевышний, хоть и остался у него неиспользованный глиняный комочек. И ликовало все вокруг, приветствуя Творение Бога.
– Что еще слепить тебе? – спросил Господь Человека, разминая оставшуюся глину.
– Слепи мне счастье, – попросил тот.
Ничего не ответил Отец Небесный, лишь молча вложил в ладонь Человека оставшийся комочек глины...
Вопросы и упражнения:
Использованная литература:
1. Людмила Соловьева «Ежедневная Педагогика», ж-л «Классное руководство и воспитание школьников» №1, 2012
2. Валентина Пономарева, « Сказка за сказкой. Синтез-метод профилактики и коррекции», ж-л «Классное руководство и воспитание школьников» №2, 2012
3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001.
4. Ж-л «Классное руководство и воспитание школьников», №1-5,2012
5. Комаров А.С. The Concentrated Wisdom of the Raсe.Пословицы русского языка и их русские аналоги: учеб. пособие /А.С.Комаров.- М.: Флинта: Наука,2008.-112с.
Источник:
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,81781/Itemid,118/