Рекомендуемые материалы-2011

Идеи космизма в педагогике и образовании: экзистенциальный аспект проблемы

Дудина Маргарита Николаевна,
доктор педагогических наук,
Уральский госуниверситет им. А.М. Горького, г. Екатеринбург

 

Современное человеческое сообщество оказалось в ситуации императива выживания и постановки вопросов о новых критериях качества бытия, общественного интеллекта и все большем понимании того, что человеческие качества являются самым важным, надежным (или, увы, ненадежным) ресурсом развития. Прав был философ Н.А. Бердяев в своем утверждении – антропологический путь является единственным путем познания Вселенной, имея в виду свободного человека. Мощнейшие социокультурные трансформации второй половины XX и начала XXI в. привели к смене индустриальной цивилизации постиндустриальной (информационной) и потребовали пересмотра основополагающих педагогических идей и образовательной практики. Гимн Homo sapiens, безоглядная вера в человеческий разум, который все может благодаря достижениям науки и производства, сопровождаются увеличивающимися техногенными и социогенными катастрофами. Они свидетельствуют об агрессивном наступлении человека на все живое и неживое (последнее В.И. Вернадский называл косное, знали бы это школьные учителя, может быть, и детей не вводили в мировоззренческие и нравственные заблуждения), от которого пострадали природа и больше всех сам человек, несущий разрушение другим, в том числе растущим поколениям.

Природа и история - человек в космосе

Дудина Маргарита Николаевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики 
Уральского государственного университета, Екатеринбург 
Есть дух Истории безликий и глухой,
Что действует помимо нашей воли.
М.Волошин

ХХ век стал временем бурного развития научного знания, все более возрастающей его космизации в нашей стране и за рубежом. Однако образование оказалось в стороне от системного и достаточного преподавания истории тех процессов, благодаря которым 3000 лет назад человек обрел себя как поразительный исторический феномен. В то же время именно образование, в частности преподавание истории, открывает вопрос о времени и месте всего происходившего. Историческое пространство-время определено Космосом и нашей планетой Земля. История человечества составляет незначительную часть истории всей жизни на Земле, а время его существования необычайно мало в сравнении с существованием всего растительного и животного мира на нашей планете. Отличием истории в сравнении с природой (которая существует сама по себе) является ее существование в природе. Природа есть основа истории. Разумеется, у природы тоже есть история, и она, как и история человечества, необратима. Однако природа не осознает себя, как и свою собственную историю. Человек же как рефлексирующее существо осознает себя в истории природы и человечества и пишет историю природы и историю человечества. Отсюда следуют важные для образования выводы:

а) историю надо рассматривать в контексте природы, в связях с происходящими в ней процессами;
б) жизненный процесс природы и истории характеризуется бесконечным возникновением и исчезновением, гибелью и рождением;
в) единое развитие человеческого рода протекает как развитие цивилизаций, человеческих культур, существующих изолированно и соприкасающихся, обогащающих друг друга.

Агрессия антикультуры и формирование ноосферного мировоззрения личности в системе образования XXI века

Иванов Сергей Анатольевич
канд. педагогических наук, доцент,
институт регионального развития образования, г. Екатеринбург

 

Что такое детство? Наверное, каждый из нас связывает этот волшебный период жизни со сказкой, с беззаботностью, с играми. Мы, педагоги, также понимаем, что детство – это и доброта, и непосредственность, искренность ребенка. Детство – это период больших возможностей для растущей личности. Действительно, каждый ребенок приходит в этот мир нравственно чистым, невинным, и в этом состоит один из феноменов детства. Сегодня большая проблема (а скорее – беда) заключается в том, что под воздействием медленно, но верно действующего яда деструктивной информации, содержащейся в рекламе, компьютерных играх, подростковых журналах, «музыке», кинофильмах, дети часто теряют свою святость, приобретая взамен совершенно другие качества.

Космическое мышление в последней четверти ХХ – начале XXI века

Соколов В.Г. 
кандидат философских наук, г. Харьков, Украина

 

Актуальность исследования и развития такого всеохватного явления, как космическое мышление, или космизм ныне все более возрастает, свидетельством чему является неуклонное усиление внимания к нему предсиавителей самых различных направлений в науке. Мы живем в удивительное время активного процесса формирования новой научной картины мира, что выражается в целом спектре новых разработок, существенно изменяющих прежние мировоззренческие установки, во все большем сближении позиций науки и философии, в усилившемся внимании науки к вненаучному, или метанаучному способу познания. Можно констатировать, что утверждающееся в наше время космическое мировоззрение затронуло все основные формы познания (см.: [2]). Космическое мышление, которое начало формироваться в результате Духовной революции, произошедшей в России в конце XIX - начале XX в., становится основой новых научных открытий, основой нового мировоззрения ХХI века. Несмотря на тернистый путь в прошедшем веке, данная Духовная революция продолжается в наши дни, так как сложение нового космического мировоззрения – процесс довольно длительный во времени. Доказательством этого продолжающегося процесса сейчас могут служить:

Исторические и культурные особенности нового космического мышления

Шапошникова Людмила Васильевна
генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, первый вице-президент МЦР,
заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН и РАКЦ.

 

Знание и познание есть основные составляющие обширного пространства человеческой культуры.

В XIX – XX веках сформировались и получили относительное завершение два главных направления в познании: научное и вненаучное. Под научным имеется в виду прежде всего эмпирическая материалистическая наука и ее экспериментальный способ познания. Так называемое вненаучное направление объединяет самые разные пути познания, но имеющие общие принципиальные особенности. Вненаучный способ познания формировался в течение ряда тысячелетий и развивался через человека, через его внутренний мир. Иными словами, он существовал в духовном пространстве, границы которого много обширнее, чем те, которые имела эмпирическая наука, действовавшая в трехмерном поле плотной материи. Природа духовного пространства определила и особенности этого способа познания, основным методом которого было умозрение или умозрительное действие. Научный же способ познания всегда ограничен экспериментом. И хотя тот и другой имели общий источник возникновения и как бы дополняли друг друга, наука не брала в расчет вненаучный способ и подчас высокомерно отворачивалась от него, забывая о том, что оба были птенцами, вылетевшими из одного и того же гнезда. И если продолжить это «птичье» сравнение, то следует сказать, что вышеупомянутая птица познания со временем разделилась надвое и у каждой из них оказалось по одному крылу. Поэтому ту и другую порой уносило с правильного пути, и однокрылый их полет был драматичен и мучителен.

Ноосферное образование – путь в Новый Мир

Эйнгорн Нонна Константиновна
профессор, Уральский госуниверситет им. А.М. Горького, г. Екатеринбург

 

Человек и человечество – у порога Нового Мира. Существует справедливое мнение о том, что со старым сознанием не войти в Новый Мир, да и сам этот Новый Мир может оказаться недоступным «страждущему и мечущемуся человечеству» (Е.Н. Трубецкой). Степень опасностей жизнедеятельности человеческого рода на планете Земля настолько велика, что поиск апокатастасиса (всеобщего спасения от всеобщей гибели) требует кардинального изменения мировоззрения и мироотношения человека, требует поистине прорыва к новому мировидению, к новому пониманию человека не просто как Homo sapiens (человека разумного). Чело-Век, наше родовое имя означает, что каждый из нас – Чело Веков, носитель Вечного и в этом смысле Высшего разума. Но пока – носитель потенциальный, не раскрывающий и не реализующий этой поистине великой возможности, данной человеку самим фактом вхождения в этот Мир не камнем, не растением, не животным, а именно Человеком.

Идеи космизма в педагогическом сознании

Амонашвили Шалва Александрович
Почетный Академик РАО, доктор психологии, профессор

 

В своем развитии сознание человечества прошло через три вида мышления – это мифологическое, религиозное и научное. Точнее, прошло через два первых вида, находится в конце третьего сейчас и на подходе четвертый вид – космическое мышление. Каждый вид мышления имеет свои особенности, культуру, эпоху зарождения и становления. Каждый вид сознания формировался в недрах предыдущего мышления. У мифологического сознания мы не находим «опоры» в виде предыдущего мышления, в котором оно зарождалось, или, по крайней мере, мы об этом не знаем. С другой стороны, мифологическое сознание оказалось наиболее универсальным по сравнению с религиозным и научным. В этом состоит одна из его загадок.

Идеи русского космизма и русская философская поэзия XX века

Бессонова Т.Л.

Интерес к месту человека во Вселенной, его связи с космосом наиболее ярко прослеживается в русской поэзии, начиная с творчества Г.Р. Державина, Ф. И. Тютчева, Е. А., Баратынского, А.А. Фета, хотя он нашел выражение и ранее в русской иконописи, живописи, музыке.

Русский космизм соединяет в себе традиционные ценности русской культуры и современное научное представление о мире. Русский космизм, понимаемый в широком смысле, социокультурный феномен, в узком – естественнонаучная школа.

Русская философская поэзия выразила задолго до науки, до теоретической философии, до К.Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. И. Чижевского чувство планетарного сознания, глубокой органической связи человека со всей Вселенной, космосом. В свою очередь философские идеи русского космизма, вызрев в лоне русской культуры, получили живой отклик в отечественной философской поэзии XX века.

Русский космизм: от истоков – к взлету

Демин В.Н.

Космизм как интегральная и синтетически целостная концепция постижения Мира и Человека, сформулированная в виде обобщенного результата замечательной плеядой русских ученых и философов, выдвинулся ныне потребностями теории и практики на передний край истории, науки и методологии. Космизм – это не просто знания – донаучные или научные, а прежде всего отношение к Космосу, особое прочувствование Вселенной – научно-осмысленное, эмоционально-личностное или философско-эвристическое.

Космизм обусловлен самой природой человека как планетного, солярного и космического существа. Ощущение нераздельности с бесконечной и неисчерпаемой природой было присуще людям всегда. Великий русский космист В. И. Вернадский называл это неотъемлемое человеческое качество вселенскостью. Вселенскость – не только рациональное свойство. И она просто не может быть исключительно таковым, ибо помимо осознания и всеохвата разумом окружающего мира предполагает и другие начала – эмоциональное, эстетическое, волевое, целеустремленное, направленные на настоящее, прошлое и будущее. А в прикладном плане она имеет еще и технический аспект, реально-действенное освоение человеком Космоса. Вот почему космизм – особенно русский – никогда не выступает наукой в чистом виде. Он непременно еще и чуточку психология, чуточку поэзия, чуточку искусство и чуточку религия.

Нарушение закономерностей космической эволюции человека как фактор формирования депрессии

Недува Александр Александрович
профессор, доктор медицинских наук,
Действительный член Российской Академии естественных наук, г. Ашдод, Израиль

 

ОТМЕЧЕННЫЙ в конце XX и в первое десятилетие XXI веков резкий рост числа депрессий, ставший одной из самых серьёзных проблем человечества, отмечен многими авторами [1-3 и др.]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) депрессия входит в пятёрку самых распространённых заболеваний, а со временем и вовсе может стать лидером. Установлено, что каждый седьмой житель планеты хоть раз в жизни, но «впадал в депрессию» [1, 2].

Изучающие Живую Этику (Агни-Йога) знают, что резкое обострение всех проблем человечества (в том числе сюда можно отнести и проблему депрессий) связано с переходом земной цивилизации на новый эволюционный виток. На смену энергиям, исчерпавшим свой потенциал, приходят более высокие вибрации космической силы. Возможность ассимиляции их человечеством зависит и от индивидуальных духовных накоплений. Вся планета находится в состоянии крайне напряжённого духовного кризиса. Создаётся необходимость анализа его проявлений в психике человека с целью духовного возрождения, в частности преодоления тенденции всё возрастающей частоты депрессивных расстройств.

Гражданин Мира Альберт Швейцер

Алексеева В.И.
зав. научно-просветительским отделом
Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковскогог. Калуга 

 

Альберт Швейцер (1875-1965) – теолог, философ, музыкант, врач, постепенно приобрел ставу известного гуманиста мира. В свое время он получил звание почётного доктора наук многих университетов мира, стал лауреатом премии Гёте, был избран действительным членом Академии этических и политических наук Франции. В год семидесятипятилетия был награжден Нобелевской премией мира. Был знаком со Стефаном Цвейгом, Роменом Ролланом, Альбертом Эйнштейном. Сегодня, когда в нашей усложняющейся жизни нарастает практицизм, труды и образ жизни Швейцера становится все более ярким примером альтруистического отношения к людям, к природе, к своему человеческому долгу. Познакомившись с вехами его биографии, вы убедитесь, что человек может очень много. У него есть силы овладеть несколькими специальностями, кардинально сменить образ жизни, оказывать помощь ближним и дальним, создать с нуля материальную базу для занятия любимым делом.

Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма

 

Чирятьев Михаил Николаевич
вице-президент Международной Лиги защиты Культуры,
чл.-корр. Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ),
советник РАЕН, Санкт-Петербург
 

В записях Е.И.Рерих встречаем слова одного из Великих Учителей: «Материя будет побеждена материей, вспомнившей о духовном происхождении», – и далее отмечено: «но для этого нужно материальные условия претворить в духовные».

К постижению основных эволюционных процессов можно приближаться, познавая закономерности взаимоотношений духа и материи. В человеческой истории также прослеживаются периоды одухотворения материи, расцвета всех ее возможностей и как бы частичного отхождения духа от материи, ее покинутости высшим животворным началом. Причем проявляется это в сознании людей, что находит отражение в истории и, наиболее ярко, в культуре, побуждая творцов искусства, науки и философов к новым свершениям, утверждающим воплощенную красоту бытия, или, наоборот, характеризуясь манифестацией распада, разложением и хаосом.

К.Э. Циолковский как популяризатор астрономии

Методический материал для проведения научно-просветительных мероприятий

по теме: "К.Э. Циолковский как популяризатор астрономии"

(К. Фламмарион и К.Циолковский)

Алексеева В.И.
зав. научно-просветительским отделом
Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского  
 

Константин Эдуардович Циолковский – теоретик космонавтики, выдающийся изобретатель и оригинальный философ – полагал, что под видом фантазии можно сказать много правды. Однако думается, что не только это соображение (то есть популяризация научных данных) побудило учёного написать целый ряд блестящих научно-фантастических и научно-популярных произведений (1-7). Циолковский обладал даром, который очень редок для учёных нашего времени, но был типичен для естествоиспытателей 19 века, он обладал даром популяризации. Он был эмоциональным человеком, для которого чувственное восприятие окружающего мира играло большую роль. Это синтетическое восприятие действительности, в котором не было места узкой научной специализации с применением недоступной широким читательским массам терминологии, в той или иной степени отразилось во всех его научных трудах.. Научно-фантастические, научно-популярные повести, рассказы, небольшие отрывки он писал не только потому, что стремился донести до читателя современные ему знания по разным отраслям науки и техники, свои собственные научные открытия, но и просто по зову души, которая радовалась красоте, гармонии окружающего мира, возможностям далёких космических путешествий. Астрономия стала одной из тем, которой непременно должен был увлечься такой человек.