День Культуры – 2008 «Путь Культуры лежит через сердце»

Приветствие из Индии      

Цели образования – культурные ценности,
                     к которым в процессе образования должен быть приобщен человек
(С.И. Гессен. Основы педагогики)

 

Сегодня наше общество вплотную подошло к тому состоянию, когда единственным спасением от девиаций (отклоняющегося поведения) является осознание значения культуры в жизни человечества и в самом существовании планеты.

Всему миру предстоит испытание восприятием культуры. Воспринять культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и признанию ее основополагающей роли в развитии общества. Именно от степени понимания культуры, отмечают ученые-социологи, зависит направленность социальных действий, сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология. Понимание культуры становится задачей и обязанностью общества. В этом заключается особенность нашего времени.

Важно помнить, что понятия культуры и сердца неделимы. Поэтому, рассматривая проблемы культуры и образования, важно ставить вопрос о Сердце, понимая под термином «сердце» духовный аспект сознания, а под «воспитанием сердца» – нравственное становление и самосовершенствование человека.

Приходится констатировать, что в повседневной жизни – несмотря на то, что мы живем в «цивилизованном» обществе, где люди часто внешне вежливы, но, по сути, равнодушны к другим – каждый человек постоянно сталкивается с таким явлением, как бездушие, а подчас и с бессердечием. Бесчувственность стала характерной чертой нашего общества. И это не проходит для людей бесследно. Необходима большая работа по формированию культуры чувств, направлению личности к самосовершенствованию, осознанию культурных ценностей.

Именно поэтому День Культуры 15 апреля 2008 года было предложено проводить под девизом: «Путь Культуры лежит через сердце».

Это позволило затронуть жизненно важный вопрос о Сердце и Культуре, об их неразрывной взаимосвязи, увязывая эти два фундаментальных понятия, понимая каждое из них как непреходящую ценность, а также обратить внимание общественности на срочность и необходимость просветительской, воспитательной и исследовательской работы в этом направлении.

По мнению инициаторов, предлагаемая для проведения праздника тема Воспитания Сердца предоставила педагогам и организаторам широкие возможности для творческой реализации идей школьного Дня Культуры как метода воспитательного воздействия в системе образования.

Необходимо отметить понимание руководителями образования Василеостровского, Выборгского и Центрального районов важности проведения предварительной подготовки организаторов Дня Культуры.

Так, представителями оргкомитета по подготовке праздника Дня Культуры в течение учебного года были проведены семинары и прочитаны лекции:

в научно-методическом центре управления образованием Василеостровского района – для учителей-культурологов, преподавателей ИЗО, заведующих школьными библиотеками, методистов дошкольных образовательных учреждений;

в Центральном районе выступление на такую тему состоялось для работников библиотечной системы города; в Выборгском районе – для заведующих школьными библиотеками.

Своим опытом проведения Дня Культуры делятся и сами педагоги. В Выборгском районе Санкт-Петербурга на базе гимназии № 61 прошел районный семинар для организаторов Дня Культуры, в ходе которого учителя поделились с коллегами своим, уже немалым, опытом работы по проведению Дня Культуры в гимназии.

Все это и многое другое способствовало тому, что во многих школах города педагоги откликнулись (не могли не откликнуться, ввиду гуманности своей профессии) и провели самые разнообразные мероприятия на тему Дня Культуры, который был посвящен значению Сердца в воспитании подрастающего поколения.

Гимназия № 61        Гимназия № 92

Гимназия № 116       Библиотеки Пушкинского района

 В преддверии Дня Культуры был проведен городской конкурс сочинений среди школьников города, давший возможность кому-то задуматься на предложенные темы, кому-то высказать свою достаточно зрелую позицию по отношению к современному состоянию нашего общества. В своих работах участники конкурса уверенно утверждают необходимость построения взаимоотношений между людьми только с позиции добра и сердечности. За этим видится и труд педагогов, несущих разумное-доброе-вечное, и, конечно же, роль родителей в воспитании подрастающего поколения. И это дает уверенность, что Добро в итоге победит, и Россия, выбрав путь духовного развития, станет ведущей державой мира.

В конкурсе сочинений приняли участие более 500 школьников из 76 школ двенадцати районов Санкт-Петербурга. За творческое участие Грамотами было отмечено 170 школьников, а за лучшую работу Грамотами и ценными подарками были награждены 70 участников конкурса.

Как всегда, хорошо потрудились ко Дню Культуры работники библиотек , еще и еще раз доказавшие, что именно они – первые вестники Знания и Красоты, вестники Культуры. В школах и гимназиях Санкт-Петербурга непосредственно с их активным участием, с их инициативой состоялись многие мероприятия, на которых дети, вместе с взрослыми, вспоминали о культурных ценностях человечества, обсуждали их непреходящую значимость, говорили о необходимости защиты Культуры.

Обзор планов мероприятий и их сценариев показывает прекрасные творческие и организационные способности педагогов, а изучение опыта проведения Праздника отражает высокий уровень их личной культуры.

Кроме школьных библиотек, в движение Культуры включаются и библиотеки вузов.

Так, в научной библиотеке Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов (СПб ГУЭФ) вслед за организацией в 2007 году большой книжной выставки, посвященной Культуре, развернутой во всех подразделениях библиотеки, в этом учебном году была подготовлена выставка литературы по той же тематике.

Благодаря сердечному отношению к своему делу заведующей отделом научной литературы Худяковой Ирины Валентиновны, ее инициативе, студенты и преподаватели СПб ГУЭФ получили возможность узнать или обновить свои знания о Пакте Мира и его значении, познакомиться с новой литературой на тему «Культура и личность». Будущим специалистам, руководителям особенно важно формировать уже в стенах вуза культуру чтения.

Многие из участвующих в движении Культуры не ограничиваются лишь одним Днем, но проводят мероприятия в течение Недели Культуры, а кто-то и в течение месяца, увеличивая тем самым количество таких событий. В последние годы это встречается все чаще.

В единении людей, в их сердечном устремлении к духовному совершенствованию – реальная возможность для всех творческих людей приложить усилия и осуществить совместные действия по развитию у подрастающего поколения чувства Прекрасного. В таком стремлении к возвышенному помогут все музы и средства искусства. Способствует этому и гибкая, универсальная форма самого праздника Дня Культуры.

Объединенная с лучшими чувствами людей и их доброй волей, устремленная к Прекрасному, единая светлая Мысль облетит шар земной по всем часовым поясам и возвратится к каждому Праздником Света.

Всемирный День Культуры станет Неделей и Годом Культуры. Настанет и Эра Культуры, но прежде творческим людям надо мысль допустить о таком единении и проявить готовность к нему.

​