Международная охрана культурных ценностей [1]

Культурное достояние народов всех стран входит в общее наследие человечества. Но в наше время, когда культурным ценностям угрожают опасности самого различного характера, становится необходимостью забота о сохранении этих ценностей, об использовании их в интересах нынешних и грядущих поколений.

В лучшее будущее без Культуры не войти – без осознания и сбережения прошлых достижений, без устремления личности к самоусовершенствованию и культуротворчеству.

По-настоящему осознать творческие достижения человечества, накопленные за всю его многовековую историю, значит проникнуться глубокой благодарностью и уважением к трудам великих подвижников, к тем духовным ценностям, которыми живет человечество и благодаря которым осуществляется общественный прогресс.

Стремясь постичь глубины мастерства создателей произведений мировой Культуры, мы учимся понимать жизнь и все прекрасное в ней, а понимая, мы приходим к убеждению, что сокровища мира – все то священное, познавательное и прекрасное, что мы сегодня ценим – должно быть сохранено для Будущего.

Не осознав Прекрасное – не уберечь Красоту, которая и подвигает человека к творчеству, умножая духовную сокровищницу Культуры. Не сберегут люди эту Красоту – жить им в серости будней и тьме невежества, в торжестве безобразия и насилия, поскольку именно Культура привносит в жизнь и самые нужные знания и свободу и помогает украсить саму жизнь.

*   *   *

Памятники культуры гибнут не только в огне военных пожарищ, они гибнут от невежества и недостатка средств на их сохранение и реставрацию. В мире наживы они гибнут от отсутствия заинтересованности в их сохранении – если это не дает прямого дохода – от превращения продажи произведений искусства в доходный бизнес. Под напором невежества и пошлости происходит подмена общечеловеческих ценностей – моральных норм, принципов, идеалов. Поэтому необходимо всеми мерами укреплять сотрудничество в области охраны культурных ценностей как основы международного культурного общения.

История разработки международно-правовых норм об охране культурных ценностей 

Проблема охраны памятников старины, произведений искусства от разрушений и уничтожения во время военных действий возникла еще в древности.

Греческий летописец Полибий писал более 2000 лет назад: «Я надеюсь, что будущие завоеватели научатся не разорять покоряемые ими города, что они будут воздерживаться от украшений своих стран за счет бед и несчастий других народов»[2]. Также первые протесты против разрушений и грабежа культурных ценностей во время войны прозвучали в Древнем Риме в речах Цицерона.

Ближе к современности, отдельные правила, направленные на сохранение памятников культуры, содержались еще в Брюссельской декларации права войны, принятой на конференции, созванной по инициативе России в 1874 году. В этой декларации предусматривалось, что всякий захват, а также умышленное разрушение или повреждение учебных, научных и художественных учреждений, памятников, художественных и научных произведений преследуются властью. Здесь впервые в международно-правовой практике предусматривалась возможность какой-то ответственности за причинение вреда культурным ценностям. Хотя декларация и не была ратифицирована, ее принятие сыграло определенную роль в выработке международных норм о законах и обычаях войны.

В 1899 году состоялась так называемая Первая гаагская конференция мира, созванная также по инициативе России. Из разработанных на ней документов особое значение имеет Конвенция[3] о законах и обычаях сухопутной войны, которая была подписана 24 государствами.

В 1907 году состоялась Вторая гаагская конференция. На этой конференции была принята Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Однако во время первой мировой войны германские империалисты отбросили все эти нормы. Русская следственная комиссия выявила множество фактов разрушения германскими войсками памятников русской культуры. Были разрушены памятники культуры во Франции. В Бельгии был разрушен университет в Лувене с одной из старейших в Европе библиотек.

Печальный опыт первой мировой войны показал необходимость дальнейшей разработки международно-правовых норм о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. В 1918 году, когда еще продолжались военные действия, Голландское археологическое общество подготовило и разослало в другие страны доклад, призывавший осуществить регулирование охраны памятников истории и искусства во время войны путем заключения специальной конвенции, и предложило проект такой конвенции. В ней предлагалось объявить демилитаризованными целые города, в которых сосредоточены значительные культурные ценности (например, Рим, Париж, Флоренция, Венеция, Брюгге), для того, чтобы обеспечить сохранность их во время войны. Такие города имелось ввиду использовать и как временные хранилища для движимых культурных ценностей. И только осенью 1938 года проект конвенции, подготовленной на основе доклада выдающегося бельгийского юриста Шарля де Вишера, был представлен Совету и Ассамблее Лиги наций, однако рассмотрен он не был. Второй проект был подготовлен в 1939 году, но война помешала его принятию. Таким образом, Лига наций не смогла довести дело до конца. Предложение о заключении договора об охране культурных ценностей постигла такая же судьба, как и многих других благих начинаний, первоначально поддержанных этой международной организацией.

В этом движении справедливо особо выделить предложение о защите культурных ценностей во время войны, а также в мирное время, которое было выдвинуто в 20-х годах известным русским художником Николаем Константиновичем Рерихом. Предложенная им форма договора вызвала широкое общественное движение в защиту памятников культуры, которое сыграло гораздо большую роль, чем подписание самого договора в 1935 году. В дальнейшем идеи Н.К. Рериха легли в основу Гаагской конвенции 1954 года.

Особенности Пакта Рериха

Н.К. Рерих настойчиво боролся против разрушения художественных ценностей, активно призывал к охране памятников древнерусского искусства. В созданной перед первой мировой войной серии картин он в символической форме показал, какие разрушения, какие бедствия несет с собой война мирным городам, памятникам культуры.

Еще во время русско-японской войны 1904–1905 годов художник осознал острую необходимость заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время войн. С докладом, посвященным этому вопросу Н.К. Рерих выступил в Русском Архитектурном Обществе. С аналогичным предложением художник обращается в 1914 году к правительству России и верховному командованию русской армии, посылает телеграмму президенту Франции Пуанкаре, вручает письмо послу США, в котором призывает правительство США выступить с протестом против варварских разрушений культурных ценностей.

«Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, – писал Н.К. Рерих, – прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество. Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных»[4].

Проект договора вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 году на различных языках и получил всемирную известность.

Baner

Знамя Мира – Знак Культуры

В своем обращении в связи с Пактом Н.К. Рерих, в частности, писал: «По этому проекту... должно быть воспрепятствовано повторение зверств последней войны, когда было разрушено множество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищниц творений человеческого гения. Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами»[5].

В этом обращении, а также в преамбуле Пакта Рериха раскрыты основные цели этого акта; кроме этого, в преамбуле говорится о двух мотивах заключения Пакта:

· во-первых, о «священном долге» договаривающихся сторон «содействовать моральному благополучию своих наций и развитию искусства и науки во имя общих интересов человечества»;

· во-вторых, о том, что «учреждения, которые занимаются образованием молодежи, искусством и наукой, представляют общую сокровищницу для всех наций мира».

В этих словах подчеркивается значение развития культуры для всего человечества. Особо следует подчеркнуть, что весь Пакт пронизан идеей мира. Не случайно сам Н.К. Рерих предложенный им флаг называет «Знаменем Мира». Этим отличительным знаком, предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. «Знамя Мира» – это белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга – прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности. Как художник Рерих придавал большое значение символам. Предложенное им «Знамя Мира» и было таким символом охраны памятников культуры, в котором он хотел воплотить идею связи времен. Он полагал, что, подобно тому, как флаги с красным крестом охраняют госпитали и больницы, над памятниками культуры и музеями должно развеваться «Знамя Мира», которое повелительно скажет вандалам: «Не тронь – здесь всенародное достояние».

К числу особых принципов Пакта Рериха следует отнести положения о защите культурных ценностей и уважении, которое следует им оказывать. Эти положения носят безусловный характер. Они не ослабляются оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны в условиях военных действий. В этом большое преимущество Пакта по сравнению с Гаагской конвенцией 1907 года и Гаагской конвенцией 1954 года.

Н.К. Рерих выражал уверенность, что его Пакт будет действовать не только во время войны, поскольку он должен предотвратить совершение всех варварских актов, подвергающих опасности памятники культуры: «Для нас Знамя Мира является вовсе не только нужным во время войны, но может быть еще более нужным каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются такие же непоправимые ошибки против культуры»[6]. Говоря о Пакте, Н.К. Рерих особо подчеркивал его воспитательное значение, отмечая, что Пакт не в декларациях, а в виде, как он говорил, образовательного закона: «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен... как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества»[7].

Важно отметить, что идея Рериха встретила широкий отклик среди мировой общественности. Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн выступили в поддержку Пакта. Рабиндранат Тагор – один из наиболее просвещенных покровителей культуры – писал по поводу Пакта: «Я зорко следил за вашими замечательными достижениями в области искусства и за вашею великою гуманитарною работою во благо всех народов, для которых ваш Пакт Мира, с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ, будет исключительно действенным символом… Я чувствую глубоко, что он будет иметь огромные последствия на культурную гармонию народов»[8].

Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который подписали в Вашингтоне США и 20 стран Латинской Америки, получил известность в международно-правовой литературе как Пакт Рериха. Его часто называют Вашингтонским пактом, а также Пактом Мира.

В ряде стран после заключения договора 1935 года были приняты резолюции в поддержку Пакта Рериха. В Индии в ноябре 1938 года литературное общество Бенареса приняло специальную резолюцию. В Париже перед началом второй мировой войны французский общественный комитет Пакта Рериха направил посольствам ряда европейских государств предложение о принятии этого Пакта.

Договор 1935 года представляет интерес с точки зрения формирования международно-правовых норм об охране культурных ценностей.

После окончания второй мировой войны, повлекшей за собой разрушение огромного количества величайших культурных сокровищ, необходимость международного соглашения об охране стала очевидной для всего прогрессивного человечества.

В эти годы Н.К. Рерих вновь выдвигает идею Пакта. В годы «холодной войны» он писал: «Каждый пытливый наблюдатель может убеждаться, насколько наш девиз “Пакс пер Культура!” – “Мир через Культуру!” – становится насущным, неотложным. Каждый может видеть, что война нервов, война психическая может разлагать человека сильнее войны телесной»[9].

Художнику не было суждено дожить до принятия Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта, в которой в значительной степени были воплощены его идеи благородного гуманизма.

Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей

В 1954 году ЮНЕСКО созвала международную конференцию, которая происходила в Гааге с 21 апреля по 14 мая 1954 г. На конференции, в которой участвовали 56 государств, в том числе Советский Союз, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а также приняты одноименный протокол и резолюции. Конвенцию подписали — 37, а протокол — 21 государство.

Гаагская конвенция 1954 года – это первое международное соглашение универсального характера, в котором объединены многие нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Если раньше эти нормы содержались в различных международных договорах или существовали в качестве прецедентов, порой противоречивого характера, то теперь они были сведены в единый акт, принятие которого рассматривалось как важный шаг в развитии международного права.

Заключая это соглашение, государства исходили из того, что культурным ценностям в ходе второй мировой войны был нанесен серьезный ущерб, и что постоянное развитие военной техники создает дополнительную угрозу их разрушения.

Три принципиальных положения содержатся в преамбуле конвенции.

Согласно первому из них, «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру»[10]. Согласно второму, страны-участницы конвенции решили принять «все возможные меры для защиты культурных ценностей». Согласно третьему принципу, в целях обеспечения эффективности защиты ценностей такая защита должна быть организована еще в мирное время путем принятия как национальных, так и международных мер.

Конвенция 1954 года предусматривает применение особого отличительного знака для культурных ценностей, находящихся под специальнойBaner_2
защитой. Этот знак представляет собой заостренный книзу щит, разделенный на четыре части, синего и белого цветов.

Таким образом, предложенный Рерихом знак, был заменен другим. Однако необходимо отметить, что в отличие от знака Рериха, выражающего определенную идею, о которой говорилось выше, принятый знак носит чисто утилитарный характер – специалисты того времени исходили из того, что он будет отчетливо виден с самолетов.

В конвенции 1954 года говорится также о ее соотношении с договором 1935 года, о том, что конвенция дополняет Пакт Рериха (ст. 36), что отличительный знак конвенции заменяет Знамя Мира только в случае вооруженного конфликта.

В других случаях, не предусмотренных указанной конвенцией, использование Знамени Мира не исключается. Под Знаменем Мира проходят многие международные культурные и миротворческие акции. Во многих странах действуют общественные организации, выбравшие своим символом Знамя Мира. Знамя Мира установлено на вершинах ряда высочайших гор планеты, на Северном и Южном полюсах Земли. В 1990 году Знамя Мира было поднято над нашей планетой космонавтами А.Н. Баландиным и А.Я. Соловьевым. Это Знамя как символ мира и объединения людей во имя высоких целей продолжает широко использоваться международным сообществом [11].

*   *   *

История наглядно демонстрирует – какими бы совершенными ни были международно-правовые нормы, принятые в защиту культурных ценностей, они не могут хотя бы в какой-либо приемлемой степени решить эти проблемы. Можно привести множество примеров, когда эти нормы попирались при вооруженных конфликтах и цинично обходились в корыстных целях в мирное время.

Чем же определяется та грань, переступив которую человек становится разрушителем? Эта грань находится внутри самого человека и называется ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Именно это качество, наряду с такими как образованность и интеллигентность, определяет культурный уровень человека, а следовательно, его отношение к высшим достижениям культуры.

Таким образом, для сохранения культурного наследия как одной страны, так и всего человечества, важно, помимо усилий по созданию нормативного инструмента защиты культуры, особое внимание уделять многогранному процессу воспитания в людях человечности. Только развитие этого нравственного качества может дать необратимые результаты в решении жизненно-важного вопроса сохранения лучших достижений человеческого творчества.

______________________________________

[1] Этот материал составлен на основе текста книги М. Богуславского «Международная охрана культурных ценностей». М.: Междунар.отношения, 1979. – 192 с.

[2] Курьер ЮНЕСКО, 1978, авг, с. 6–7.

[3] Конвенция – международный договор по какому-либо определенному вопросу.

[4] Н.К. Рерих. Листы дневника. Том 3. – М.: МЦР, 1996. С. 609–610.

[5] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995. С. 103.

[6] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995. С. 68.

[7] Там же. С. 161.

[8] Там же. С. 71.

[9] Н.К. Рерих. Зажигайте сердца! – М.: Молодая гвардия, 1975. С. 176.

[10] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995. С. 320.

[11] Пакт Рериха. Знамя Мира /Сост.: Т.В. Аверьянова, М.С. Бухаркова. – М.: 2004. С. 26.

​