Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

ДЕТИ и СЕРДЦЕ

Существует крылатое выражение: «Дети думают сердцем». Действительно, взрослым важно помнить о том, что дети живут именно сердцем, чувствами. Эта особенность должна быть принята во внимание как учителя, так и родителей, всех воспитателей и педагогов. Через эту характеристику во многом можно приблизиться к пониманию значения детства.

Ребенок воспринимает своего воспитателя, педагога, особенно первого, именно так: принимает или не принимает душой, сердцем – другого у него измерителя нет. Действительно, сердце есть мерило. И с этой точки зрения, можно считать, что «дети – это большие люди», как выразился выдающийся педагог современности М. Щетинин, а взрослый – это «уменьшившийся до социальной функции, как бы минимизированный, человек, который со щемящей тоской вспоминает свою огромность, утраченную в детстве у оставленных синих гор». Если подходить к пониманию детства с этих позиций, то вполне справедливыми можно признать и такие слова: «Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, открытие которой составляет гордость позднейших лет» (Дж.Рёскин). Истину можно постичь только сердцем.

На каком другом языке можно разговаривать с детьми, если не на языке сердца?

И все же, что люди знают о детях? Ребенок, его душа – величайшая тайна. Der Andere neben Dir... – Другой рядом с тобой...Он рядом, но мир его непостижим. И то, что написано философами и выдающимися писателями на эту тему, еще так мало осмысленно!

Тема природы Детства еще не стала главной при изучении и обсуждении вопросов, связанных с дет-ством, где все, как правило, сводится лишь к социальным проблемам, хотя и об этом поднимать вопросы крайне важно и необходимо. О социальной ответственности – по принципу: ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ – нужно и важно говорить и писать, создавать и показывать фильмы, вести теле- и радиопередачи и т.п. И при этом необходимо помнить, что будущее, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей.

И еще важно помнить, что особую ответственность за детей несет Художник. В самом широком смысле – это не только живописец или музыкант, актер или поэт: среди тех, кто творит по законам красоты – и школьные учителя, и преподаватели. И в этом есть большое счастье – в радости творчества. Но известно, что «кому много дано, с того и спрос большой». А художнику дано быть «проводником в иные миры», как об этом писал П.Д. Успенский: искусство открывает нам тайны иного мира, оно, оперируя с эмоциями, с настроениями, с инстинктами и с пробуждающимися интуициями, совершенно не стеснено пределами трехмерной сферы, а сразу выводит человека в широкий мир многих измерений. И в этом – особая ответственность тех, кто имеет отношение к искусству.

«Веду дитя» – так переводится слово «педагогика». Но, в общем понимании, педагогика – не только наука, это и совокупность приемов воздействия. Искусство воздействует своим, особым образом, и оно тоже, как и наука педагогика, «ведет дитя». В этом заключается его огромная ответственность перед обществом, перед детьми.

Древние виды искусства – музыки, слова, мимики, танца, объединившиеся в дальнейшем в театре, в наши дни сконцентрировались в таких синтезированных видах искусства, как кино и телевидение. В какие миры ведет это искусство? Художник, который творит в этой сфере – ощущает ли он ответственность за свое творчество перед поколениями?

Обществу важно научиться видеть за привычным, на первый взгляд обычным, понятием «дети» сами Основы Жизни. Постигая это, люди могут приблизиться к разгадке великой тайны Бытия: что есть сам Человек?

Источник: Путь Культуры лежит через сердце