Приложения

1. Развитие нравственных качеств личности (схема)

«Животный человек* есть совокупность привычек» – Е.И. Рерих. Письма. Том 1–М.: МЦР, 1999, с. 357 (17. 11. 32).

Об особенностях морально-нравственного развития и духовного совершенствования говорится в трудах философа и мыслителя Е.И. Рерих (о ней – см. «Русская философия. Словарь. – М.: Терра – Книжный клуб; Республика,1999 г. – с.415 – 416).

Рассматривая этапы этого развития, автор отмечает следующее.

«Из животного плана мы поднимаемся через моральный на план духовный. Животный план есть план узкого, ограниченного сознания низшей самости».

Этот процесс эволюционирования можно пояснить следующим образом (см. рис. 1). Когда мы признаем только свои права и боремся за них, мы находимся лишь у подножия восхождения. Само же восхождение к вершинам духовного развития начинается с такого образа жизни, когда мы признаем не только свои права, но и права окружающих, и это есть начало моральной жизни. В то время, когда мы становимся способными признать не только права и интересы других людей, но и стараемся им помочь – мы, достигая человеческого плана, приобретаем качества человечности.Когда же мы, признавая «эго» других людей и стараясь им помочь, приобретаем способность любить их, как себя – тогда мы освобождаемся от оков самости-эгоизма и достигаем в своем развитии духовности.

Духовность заключается в совершенстве моральном: «человек может быть моральным, не будучи духовным, но духовный человек никогда не может быть не моральным» – см - Е.И.Рерих Космическая эволюция и ее цель (назначение) – «Новая Эпоха», 1999, №1 (20), стр. 57-63.

____________________________

* животный – грубо чувственный, лишенный духовных интересов (Словарь русского языка). 

 

2. Толстой Л.Н. ПУТЬ ЖИЗНИ

(фрагменты из книги)

«Путь жизни» – выдающийся памятник философско-религиозной и этической мысли, последнее, итоговое произведение великого русского писателя и мыслителя, которое он особенно ценил. Толстой взял из мировых религий, философских систем и выдающихся литературных произведений прежде всего то, что, по его мнению, выражает сущность человеческой природы, нравственные законы ее совершенствования, осмыслил и переработал этот духовный опыт всех времен и народов, создав оригинальное произведение, не имеющее аналогов в мировой культуре. «Путь жизни» в полном виде был издан только однажды и давно стал библиографической редкостью.

Толстой Л.Н. Путь жизни. – М.: Республика,1993. – 431 с. (Б-ка этической мысли)

Устройство общей жизни людей посредством законов, поддерживаемых насилием, без внутреннего совершенствования, это все равно что перекладывание без извести из неотесанных камней на новый лад разваливающееся здание. Как ни клади, все не будет толка, и здание все будет разваливаться.

* * *

В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастья. Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах людей, когда эти люди, проведшие жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не делать, не искать, а жить, как животное. Ошибка исканий молодости только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других.

Делай свое дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.

Если ты видишь, что устройство общества дурно, и ты хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы все люди стали лучше; а для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому сделаться лучше.

* * *

Если бы человек мог не мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.

* * *

Человек сотворен для того, чтобы мыслить; в этом всё его достоинство и вся его заслуга. Обязанность человека только в том, чтобы мыслить правильно. Порядок же мысли в том, чтобы начинать с себя, своего творца и своей цели. А между тем, о чем думают мирские люди? Никак не об этом, а только о том, как повеселиться, как разбогатеть, как прославиться. (Паскаль)

* * *

Наша жизнь бывает хороша или дурна от того, каковы наши мысли. А мыслями можно управлять.

* * *

Сладкую еду, богатые одежды, всякую роскошь – вы называете счастьем. А я думаю, что ничего не желать – это самое большое блаженство, и для того, чтобы приблизиться к этому высшему счастью, надо приучить себя нуждаться в немногом. (Сократ)

* * *

Чем меньше потакать телу в еде, одежде, помещении, увеселении, тем свободнее жить. И напротив, только пустись улучшать еду, одежду, помещение, увеселения – и не будет конца трудам и заботам.

* * *

Для поддержания жизни телу нужно немного, но прихотям тела нет конца.

* * *

В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один – слепой человек – ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает все это, как заведенные часы. Другой – зрячий, духовный человек – сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.

* * *

Самоотречение не есть отречение от себя, а только перенесение своего Я из животного существа в духовное. Отрекаться от себя не значит отрекаться от жизни. Напротив, отрекаться от жизни плотской значит усиливать свою истинную духовную жизнь.

* * *

Тот, кто положил жизнь свою в духовном совершенствовании, не может быть недоволен, потому что то, чего он желает, всегда в его власти. (Паскаль)

* * *

Чем больше человек живет для тела, тем больше он лишается истинного блага.

* * *

Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.

* * *

Жизнь человека не прекращается со смертью его тела.

* * *

Разумная жизнь подобна человеку, несущему далеко перед собой фонарь, освещающий его путь. Такой человек никогда не доходит до конца освещенного места, – освещенное место всегда идет впереди его. Такова разумная жизнь, и только при такой жизни нет смерти, потому что фонарь не переставая освещает до последней минуты, и уходишь за ним так же спокойно, как и во все продолжение жизни.

* * *

Человек должен жить тем, что в нем бессмертно.

* * *

Для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама. И дело это – бесконечное совершенствование себя и мира – и дано ей.

* * *

Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок. (Марк Аврелий)

* * *

Из всякого трудного положения сейчас же выйдешь, если только вспомнишь, что живешь не телом, а душой, вспомнишь, что в тебе есть то, что сильнее всего на свете.

* * *

Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных дел. (Конфуций)

* * *

Живи истинной жизнью – и много будешь иметь противников, но и противники твои будут любить тебя. Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь и жизнь благословишь, и других благословить заставишь. ­(Ф.М.Достоевский)

* * *

Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив. (Ф.М. Достоевский)

* * *

Мы часто думаем, что главная сила мира – сила вещественная. Мы думаем так потому, что тело наше, хочешь не хочешь, всегда чувствует такую силу. Сила же духовная, сила мысли нам кажется незначительной, и мы не признаем ее за силу. А между тем в ней-то, в ней одной истинная сила, изменяющая нашу жизнь и жизнь всех людей.

* * *

Духовное руководит телесным, а не телесное духовным. И потому, чтобы изменить свое состояние, человек должен работать над собой в области духовной – в области мысли.

* * *

Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

* * *

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

 

3. «В тебе заключено сокровище сокровищ!»

Из интервью Святослава Николаевича Рериха* «Литературной газете»

– Вам удалось достигнуть редкой внутренней гармонии, найти себя в этом мире и объяснить этот мир для себя. Многие убеждены, что опытом своей жизни Вы нашли какое-то решение. В чем оно, в чем его секрет?

– Этому секрету уже очень много лет. Еще Конфуций говорил: то, что ищет человек совершенный, находится внутри него, а то, что ищет несовершенный, – у других.

– Поговорим о несовершенных. Их, вернее, нас гораздо больше, чем совершенных. Много людей озлобленных, отчаявшихся, эгоистичных, но больше - жаждущих сделать добро, чутких и чувствительных, неуверенных в себе, ищущих приложения для своих внутренних сил.

– Смысл человеческой жизни – в достижении красоты, гармонии, в самовыражении. Самая большая задача – это самосовершенствование во всем. Если каждый из нас каждый день будет делать что-то более совершенно, чем вчера, и делать это сознательно, это его устремление неизбежно отпечатается в его сознании, а сумма устремлений изменит его поведение в лучшую сторону

Когда Лейбниц посетил Рембрандта, Рембрандт сказал ему, что каждый мазок, который он кладет на картину, не просто отражает его чувства и мысли, но и запечатлевает их на полотне, а значит, через поверхность картины они будут воздействовать на других. Эта мысль так поразила Лейбница, что он записал ее в своем дневнике.

Все наши поступки несут отпечаток наших мыслей, поэтому мы ответственны в своих мыслях – не только перед собой, но и перед людьми. Поэтому надо стараться избегать дурных мыслей, не допускать их и, напротив, стремиться к положительным Попробуйте – в сущности, это очень просто.

– Может быть, теоретически действительно просто, но в реальной жизни, где столько раздражителей, трудностей, где от вас постоянно требуется мгновенная и активная защитная реакция.

– Конечно, в жизни есть позитивное и есть негативное. Но мы все, живые существа, подчиняемся закону эволюции. Эволюция – это стремление к совершенству. Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к чему-то более возвышенному. Важны внутреннее усилие мысли, сила мысли, сила устремления.

Возьмем самые малые наши проблемы: наш день, работу. Надо осознать их как задачу, понять и постараться решить лучше. Вот и все. Это почти невидимые ступени, но если по ним подниматься каждый день, постоянно, можно достигнуть цели.

Сосредоточить мысль на стремлении сделать свое дело лучшим образом. Когда человек стремится к лучшему, он возвышается. В конце концов, что такое вдохновение? Это как бы внутренняя молитва человека, когда он стремится к возвышенному.

Конечно, мы живем потому, что мы живем, мы поставлены в условия жизни, но что такое жизнь? Жизнь – это служение, надо уметь выбрать из нее то, что помогает нам продвинуться к совершенству. Возьмите, например, былины. Герои былин всегда обладали какими-то особыми качествами, которые превосходили качества обычных людей. Конечно, повторить подвиг былинного богатыря простой человек не мог, но перед глазами у него всегда был пример более совершенного поведения, более совершенных качеств – конкретный, в который он верил, к которому тянулся. Красивые образы вызывают красивые мысли, а красивые мысли способны построить более красивую жизнь. Так считал Платон!

– Но ту же роль могли бы сыграть и так называемые идеальные герои в литературе?

– И да, и нет. Литератор имеет дело со словом, а слово обладает очень большим влиянием. Поэтому литератор более других ответствен в своих мыслях перед всеми, прежде всего – перед молодым поколением.

Какая идея заложена в идеальном герое? К этому надо подходить очень осторожно… Это поможет обойти то, что несовершенно и что в будущем может осложнить жизнь. Негативное - оно вроде как заразная болезнь, и к этой болезни надо подходить с открытыми глазами.

– Существует ли против этой болезни иммунитет?

– Конечно. Взращивание добра в себе является иммунитетом против зла. Вот таким образом. Это действительно очень просто, но и очень сложно в то же время.

В конце концов, чего мы хотим? Мы хотим более совершенной жизни. Более счастливой и богатой. Богатой не внешними условиями, нет. Хорошо, конечно, когда они есть, но это не главное. Богатство – это наш внутренний багаж, то в чем только наша ценность, что мы можем и должны развивать в себе.

– Как сочетать этот багаж с практической деятельностью?

– Как говорилось в свое время, вера без дел мертва есть. Конечно, наша жизнь состоит и из физических дел, и это те дела, которые надо стремиться делать все лучше.

Человеку дана возможность улучшить и себя, и свои отношения с людьми, и свою жизнь. Зачем отбрасывать такую возможность? Зачем отказываться от замечательного богатства, которое дала нам жизнь? Греки говорили: в тебе заключено сокровище сокровищ!

– Если это так очевидно, то почему человек ежечасно отказывается от этого богатства? Почему так легко поддается соблазну?

– Преодолеть подъем всегда сложнее, чем спускаться вниз. Помните притчу, когда Александр Великий пришел к Диогену и спросил: чем он может его одарить, что ему дать? А нищий Диоген ответил: посторонись, не заслоняй солнце. То есть, другими словами, то, что нужно было Диогену, Александр не мог ему дать. А то, что он мог дать, Диогену не было нужно.

Вот таким образом то, что нужно человеку, никто не может ему дать. Он может найти это в самом себе. А ищет почему-то на стороне. Старается схватить что-то, что якобы может обогатить, что-нибудь осязаемое.

– К сожалению, житейские нужды не всегда дают воспрянуть возвышенному духу. Иногда от них просто невозможно отрешиться.

– Представьте себе, что вам необходимо развить мускулы. И вот вы сели на стул и ждете, когда они разовьются. Мускулы развиваются упражнениями, преодолением препятствий!

– Но чтобы развивать мускулы, мне как минимум нужно понять, для чего мне они нужны.

– Конечно! Осознать – и в этом основа, в этом суть. Нужно почувствовать, что необходима какая-то другая жизнь. Человек начинает искать решение, и то, что казалось ему прежде важным, что его окружало, ему уже просто неинтересно.

– Стало быть, духовные поиски воспитуемы?

– Воспитуемы. Именно воспитуемы. Обратите внимание, дети с ранних лет обладают возможностью расширить свое сознание, свое восприятие. Им не всегда в этом помогают, но если помогают, эта способность к саморазвитию остается на всю жизнь.

– Как Вы думаете, почему в духовных поисках молодого поколения во всем мире такое большое место стали занимать философские учения Востока?

– Индийская философия дает ключи к решению многих вопросов. Все-таки люди думали там над ними не одно тысячелетие, у них было время и для размышлений, и для ассоциаций. Эта мудрость заключена в их трактатах - почему бы не воспользоваться ею?

– Вы считаете, она приемлема и для человека иного воспитания, принадлежащего к иной культурно-психологической системе?

– В целом – да, конечно. Ведь все, в сущности, ищут ответа на сложнейшие вопросы жизни. Хоть, как вы говорите, практицизм подавляет человека, тем не менее он начинает понимать, что жизнь заключает в себе гораздо больше того, к чему он стремится. А индийская мысль чрезвычайно богата именно в этом отношении, в ней много общечеловеческих решений, прекрасных советов, которые современны и нужны сейчас.

– Но дело в том, что между трактатом и искателем истины волею обстоятельств оказывается посредник, своего рода толкователь, довольно часто использующий чужую духовную жажду в целях вовсе не благородных.

– Да, такие люди есть во всех странах, во всех обществах. Это как... паразиты, они хотят воспользоваться чем угодно для наживы, для своего обогащения. Они представляют собой негативное явление, конечно, но не надо о них думать, не надо придавать им слишком большое значение. Такие люди были всегда и еще будут.

– Но это негативное явление по-человечески иногда очень дорого стоит… Как же отличить ложное от подлинного?

– Можно отличить. В каждом должно быть заложено распознавание. Это как интуиция, какое-то чувство четвертого измерения. Если человек духовно развит, он всегда инстинктивно чувствует, что – так, а что – не так…Обернитесь к подлиннику, к первоисточнику - и все ненужное отпадет само собой...

«Красота спасет мир» – да. В конце концов, к чему мы стремимся? К более совершенному человеку. Который имел бы все положительные качества, для всех очевидные. Главное – понять, что мы сами держим в руках ключ ко всему. От нас самих зависит, по какой дороге мы пойдем: по той, гдеможно потерять, или по той, где можно найти.

Духовные накопления, духовные озарения – от чего они происходят? От гармоничного духовного состояния. Когда человек в ладу с самим собой, со своими желаниями – с одной стороны, и с внешним миром – с другой. Такое состояние делает нас свободными, освобождает нас. Если же вы в рабстве у своих чувств, переживаний – вы не свободны.

– И ни на что не способны?

– Не можете быть счастливы. Счастливый человек внутренне свободен, его ничто не связывает. Конечно, это не значит, что он теряет свои привязанности, напротив, совершенный человек всегда будет стремиться к другому, более совершенному. Но тем не менее он внутренне независим.

Это – главное…Я снова повторю: при желании быть счастливым просто. Это ведь похоже на «возлюби ближнего своего, как самого себя»... То есть будь добр к нему, попытайся его понять и сделать так, чтоб ему было хорошо.

– Но значительная часть человечества уже 2000 лет пытается возлюбить, и пока, кажется, безуспешно.

– К сожалению, нет, не пытается… Важен не догмат, не теория, а живое устремление к чему-то более прекрасному, важна внутренняя энергия, которая поднимала бы на следующую ступень…

Невозможно заставить человечество измениться вдруг… Пакт Мира о защите культурных ценностей постепенно должен входить в жизнь, в обиход… Рано или поздно, но люди непременно поймут его необходимость для жизни… Культура должна объединить человечество, и идея такого объединения будет воспитывать уже сама по себе, потому что люди поймут, что есть нечто, стоящее поверх их разногласий, научатся думать шире, чем сегодня.

В принципе те же требования уметь отвлечься от своего во имя общечеловеческого звучат и у всех тех, кто упорно говорит сегодня о необходимости нового мышления, воспитания нового сознания.

 

С.Н. Рерих.. «Стремиться к прекрасному». – М.: Международный Центр Рерихов, 1993 - с.91-99.

 

___________________________________

* С.Н. Рерих (1904 – 1993) – русский живописец, почетный член Академии Художеств СССР.

​