Щербин Виктор, 6-Б кл. школы № 200. Рук. Чернова О.Т.

 

Чужого горя не бывает

Доброта, сопереживание, стремление помочь человеку, попавшему в трудную ситуацию, разделить чье-то горе – это не просто благородные минутные порывы души. Возможно, этим вы больше помогаете не кому-то, а себе. Трудно жить полноценно и чувствовать себя по-настоящему счастливым, когда видишь беспризорных ребятишек или одиноких стариков.

Самое простое – закрыть глаза и не замечать, сказать: «Каждый сам за себя». Или сослаться на то, что помогать им должно государство: оно, а не мы с вами, должно работать над тем, чтобы старики не умирали от голода и одиночества, чтобы многодетные семьи были в радость, детей не бросали, а тем, кому всё же не повезло, немедленно находили приемных родителей.

Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие – это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие – это и есть мы, что они такие же...

Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено. В нашей стране много детей-сирот. Им нелегко живется в детских домах. У них нет мамы, которая оградит от враждебного мира. За них некому заступиться, и сами за себя постоять они тоже не могут, они маленькие. Поэтому многие люди стараются внести свою посильную помощь. Создаются благотворительные организации, которые собирают деньги для детских домов. Люди берут детей к себе домой на выходные и праздники, приносят в детские дома игрушки и одежду. Многие семьи усыновляют одного или даже нескольких детей.

У нас много детей, больных раком крови. Им приходится подолгу жить в больнице, но и там дети остаются детьми. Часто помногу недель, а то и месяцев ребенку нельзя выходить не то что на улицу, но и просто в коридор больничного отделения. Во время лечения очень важно чем-то заняться, чтобы отвлечься от боли и болезни, чтобы научиться чему-то новому, чтобы время, проведенное в больнице, не оказалось вычеркнутым из жизни. Поэтому детям нужны игрушки, занятия кружков, общение и развлекательные мероприятия. Каждый человек может сделать что-нибудь для этих детей.

Больному ребенку нужны не только деньги на лекарства, но и кровь. Сколько бы средств ни удалось собрать, ребенок погибнет, если его оставить без переливания крови, Любой человек может стать донором и этим помочь больным детям.

В домах престарелых живет много одиноких стариков. И каждый человек при желании может дать почувствовать людям, живущим в домах инвалидов, ветеранов, домах престарелых, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны. Неравнодушные люди пытаются внести праздник в их однообразные будни, по возможности улучшить условия их жизни.

Нужно учиться любить людей, нести окружающим тепло. Тогда в жизни каждого всё будет складываться по-другому. Ведь чужого горя не бывает, если научиться сопереживать и помогать.

А этому, действительно, нужно учиться. Время, в которое мы живем, не простое. Столько негативной информации слышишь из разных источников. Конечно, каждый человек воспринимает данную информацию по-разному. Но, думаю, для нас, подрастающего поколения, позитивные моменты имеют большее значение, чем негативные.

В этом плане для меня незаменимым помощником остаются книги.

Рассказ Б.Васильева, который мы прочитали в школе на уроке литературы, называется «Экспонат №...» Произведение очень понравилось. Героиня рассказа Анна Федотовна потеряла на войне единственного сына Игорька, ее кровиночку и надежду. За долгие годы войны и после войны она продолжала жить работой и заботой о людях, с которыми вместе проживала в одной из московских коммуналок. И они ей платили тем же: добротой, сопереживанием, реальной помощью. Были у Анны Федоровны в этой трудной жизни и минуты для себя. Каждый вечер, затаившись в своей комнате, перечитывала единственное письмо от сына, полученное с фронта. Всё менялось вокруг нее: достаток, соседи, появлялись другие интересы, и она привычно и охотно принимала всё близко к сердцу. Только одно оставалось неизменным – это вечернее «священнодействие», когда за строчками письма звучал голос сына. Но происходит несчастье – Анна Федоровна ослепла, ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого. Но всё равно каждый вечер перед сном брала письмо, неторопливо вглядывалась в него, слыша голос сына. Соседи не оставили в беде эту старую женщину. Этих людей нельзя уже было назвать соседями. Это была одна большая дружная семья.

Школьники, пришедшие к ней, для музея просят отдать им письмо сына. Причем ведут себя возмутительно, когда старая женщина отказывается выполнить их просьбу. Тогда они крадут у Анны Федотовны самое дорогое – письмо сына. Женщина, пережившая войну, смерть сына, не пережила жестокости нашего времени – непонимание, недоброту, равнодушие. Она умирает.

Анна Федотовна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения, честности. И когда в ее жизнь ворвались жестокость и обман, она не выдержала.

Какие нравственные уроки мы извлекли из этого произведения?

Жизнь предлагает добро и зло вместе, и от каждого человека, от его совести, сострадания, доброты, деятельности, зависит, что победит в ней.

Нельзя быть беспамятными в этой жизни, равнодушными к чужому горю. Чужая память должна стать нашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добра будет в мире.

​