Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

День Культуры в гимназии № 61 Выборгского района Санкт-Петербурга

Ко Дню Культуры в библиотеке гимназии № 61 была подготовлена книжная выставка-разговор «Доброе сердце твое» (Воспитание доброты и человечности через восприятие произведений художественной литературы).

Цель – познакомить учащихся с лучшими произведениями русской литературы, воспитывать у ребят любовь к Прекрасному.

Заведующая библиотекой Боровикова Майя Юрьевна, организатор выставки, провела в читальном зале уроки-беседы с учащимися 5-7кл. на темы культуры, воспитания качеств личности, таких как доброта, сердечность, сочувствие, сострадание, милосердие и т.п.

Во время беседы учащимся предлагались различные задания, также зачитывались отрывки из произведений писателей, представленных на выставке: М. Шолохова, К. Паустовского, М. Пришвина, К.Ушинского, Е. Шварца, П. Бажова, А. Платонова, Е. Пермяка и др. (повести, рассказы, сказки). Герои всех этих произведений мечтают о жизни в радостном и добром мире, но чтобы жизнь состоялась по-настоящему, надо помогать людям. В этом и состоит щедрость души героев данных произведений.

 

Сценарий классного часа в рамках проведения Дня Культуры - 6 класс

Учитель Ерышова Наталья Сергеевна,
классный руководитель.

«Слова, идущие от сердца»

Цели:

– дать представление об общечеловеческих ценностях;

– продолжить формирование толерантности сознания детей;

– развивать коммуникативные умения учащихся.

Оборудование:

– тема занятия на доске;

– текст стихотворения В.Шефнера, толкование слов «Верность, Слава, Родина, Свобода, Честь», подборка пословиц и поговорок. ( у каждого ребенка);

– плакаты из серии «Этнокалендарь Санкт-Петербурга – 2008г.»

Опережающее задание: – подобрать пословицы, поговорки, вырезки из журналов и газет по теме занятия.

Ход проведения классного часа.

I. Оргмомент.

II. Слово учителя.

2.1.Прошедший 2007 год прошел в России как год русского языка. Русский язык – самобытный, богатый, обладающий многими достоинствами. Это бесценное культурное наследие, объединяющее не только русских. В современном мире огромное количество людей, говорящих на русском языке, знающих и изучающих его.

Есть в русском языке слова, которые мы произносим с особым трепетом, большой любовью, с особым смыслом. О них мы сегодня и поговорим. Тема нашей встречи – «Слова, идущие от сердца».

2.2 «Слова» В.Шефнер.

Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно – суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу, –
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту,
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

 

2.3. – Что говорит поэт о значении слов?

– Как вы понимаете выражение «Словом можно убить, словом можно спасти»?

– Какие слова автор считает самыми важными, главными?

– Что они обозначают?

(ответы учащихся)

 

2.4. Толкование слов (Толковый словарь обществоведческих терминов).

Родина – страна, в которой человек родился, и гражданином которой является.

Честь – совокупность высших морально-этических принципов личности;

то, что дает право на почет, уважение, признание, является почетным.

Слава – почетная известность как свидетельство всеобщего признания заслуг, таланта, всеобщего уважения.

Свобода – независимость, отсутствие стеснений и ограничений.

Верность – неизменная приверженность делу;

Постоянство в отношениях с другими людьми.

– Какие слова вы считаете главными в жизни? Почему?

(записать на листочке, ответы учащихся)

 

2.5. Пословицы и поговорки.

Человек без родины, что земля без семени.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

На чужой стороне родина милей вдвойне.

Родина – мать, умей за нее постоять.

За совесть да за честь – хоть голову снесть.

Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука.

Жизнь дана на добрые дела.

За добро плати добром.

В русской истории много примеров, связанных с защитой чести и свободы своей Родины, верностью своему делу. Какие вы можете привести примеры?

(выступления учащихся)

 

2.6.Составление и защита коллажа из заготовленных ранее иллюстраций, высказываний по теме занятия.

III. И в конце нашей встречи, мне хочется пожелать, чтобы ваши сердца рождали только добрые слова и поступки. Когда-то, великий Конфуций сказал: « Чего себе не пожелаешь, того не делай другим».

​