Попова Татьяна,7-Б класс, школа № 326. Рук.: Андрейчук Г.Б.

 

Почему нужно защищать культурные ценности

Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся,
а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.

О. Уайльд

Задача искусства – волновать сердца. 

К. Гельвеций

Наверное, у каждой страны есть то, что достойно гордости и уважения, то, что отличает её от других стран, что составляет её богатство и достояние. Полезные ископаемые и золотые запасы, природные красоты и созданные руками людей достопримечательности. И мы уверены, что всё это – вечно... 

Россия – особая страна. И не только потому, что это моя Родина. Это страна с многовековой историей и богатыми традициями, которыми она всегда, во все времена, славилась и гордилась.

Самобытные обряды и обычаи, народные промыслы и ремёсла: матрёшка и балалайка, хохлома и палех, частушки и пляски… За этим и сейчас приезжают к нам иностранцы, увозя к себе на родину «кусочек» России… Это определённые символы нашей страны. И невозможно представить, что всего этого может вдруг не стать, что наши внуки не увидят этого никогда… И здесь всё зависит от нас самих: бережное отношение и пропаганда помогут нам сохранить и приумножить эти богатства. Именно – богатства.

С пятого класса я занимаюсь народными танцами. Далеко не все мои ровесники понимают этот мой выбор: почему не столь модный в последнее время хип-хоп или, скажем, бальные танцы?.. Почему народные? Русские сарафаны, кокошники, гармонь… Ведь это так несовременно… Как объяснить это ребятам? Что ответить им?

«Любую проблему на свете можно решить танцуя», – сказал когда-то Джеймс Браун. Как же он был прав! Танцуя, я забываю про всё на свете… Народный танец имеет живую душу… Он наполнен чувствами, эмоциями, настроениями. Именно с него началась мировая хореография. Перепляс и хоровод, кадриль и полька – такие разные, но всегда жизнерадостные, поэтичные, с природным размахом и удалью… Быстрые и медленные, праздничные и бытовые, они несут особый смысл, особое назначение…

… Вслушайтесь в названия танцев: «Вятская плясовая», «Снег-снежок», «Калинка», «Метелица»... В них – журчание ручья, пение птиц, шорох полевых трав, запах цветов… В них – история и сегодняшний день, любовь и душевное тепло…

Наши далёкие предки исполняли танцы в своей естественной среде: на поляне, в поле, после работы, в редкие минуты отдыха или на праздниках. Теперь они исполняются на лучших сценах страны… Всему миру известны названия знаменитых танцевальных ансамблей – «Берёзка», «Кудринка», «Карусель». Даже наш детский коллектив известен далеко за пределами города: мы выступали с гастролями в Болгарии и Испании, ездили по городам нашей страны. Мы рассказывали в танце совсем незнакомым нам людям историю России, нашего народа. Мы чувствовали гордость за свою страну и видели лица и глаза людей, которые, как нам кажется, проникались любовью к ней.

Каждый танец – это сцена из жизни. Скажем, когда в коллективе мы начали учить танец «Гусли», первое, что сделали, – познакомились с музыкальным инструментом гусли, с его историей, возможностями. И танец стал оживать в наших сердцах, начал приобретать смысл. Мы не просто танцуем, мы – струны этого удивительного инструмента, мы – единое целое. Движение к движению, и мелодия – народная мелодия – «полилась»…

Через историю танца я узнаю историю своей страны, своего народа. Танец воспитывает уважение к прошлому и многому учит.

Есть в нашей жизни временное, проходящее, есть настоящее, вечное. И очень важно научиться отличать одно от другого. Где-то я читала, что случайное и временное заявляет о себе громко и навязчиво, а настоящее, истинное – молчаливо и скромно. Таким я вижу народное творчество. И именно оно, по-моему, требует нашей защиты и поддержки. Нет, оно не просит о помощи: оно, как русский дух, «сильно своею силой». Но защитить его от «крикливого, громкого», уберечь, не дать обидеть – наш долг. Да, ещё совсем недавно мне казалось, что всё меньше коллективов занимается русской народной классикой, и это очень волновало и беспокоило. 

Но каждый год в наш коллектив приходят всё новые и новые ребята. Совсем маленьких приводят бабушки и мамы, старшие – сами. Не сразу и не у всех получается, но важно, что они хотят заниматься народным творчеством. Важно, что ещё есть люди, которые берегут эти традиции, стремятся передать их следующим поколениям.

На всё существует мода – временная популярность. И не танцы в том числе. На смену чарльстону когда-то пришёл твист , шейк… Конечно, они оставили свой след в истории: их и сейчас можно увидеть в старых фильмах, о них можно прочитать… Но мне кажется, нет в них ничего национального, греющего душу, все они, независимо от того, в какой стране их танцуют, одинаковы или очень похожи друг на друга. Я не могу назвать их «живыми».

Народный танец, он – живой, он – навсегда. Так должно быть. Он – наше достояние и наша народная ценность. Он ждёт нашей поддержки и защиты. Это наша память, наша вера, наша любовь и наше будущее, потому что, как писал Гиппократ, «жизнь коротка, искусство вечно». Мы должны сберечь его для будущих поколений, а это значит возродить забытое и защитить от забвения.

Он – не меньшая культурная ценность, чем, скажем, сокровища Эрмитажа или музыка Чайковского. Я не знаю, как сложится моя жизнь, какую профессию я выберу. Но точно знаю одно: я буду делать всё, чтобы сохранить это богатство, чтобы приобщить и помочь понять и полюбить его своим зрителям, знакомым и незнакомым мне людям. Почему? Да потому, что это часть моей России.

​