Путь Культуры лежит через сердце

Формирование культуры чувств и воспитание сердца в семье и школе

(Методическое пособие в помощь педагогам и организаторам школьного Дня Культуры-2008)

​ 



 КУЛЬТУРА И СВЕТ СЕРДЦА

В школах Санкт-Петербурга в течение нескольких последних лет проводится ежегодный праздник День Культуры. Цель его организации – в воспитании подрастающего поколения, осознании культурных ценностей человечества, их жизненной значимости для общества и каждого отдельного человека. Понимая Культуру как совокупность достижений творчества в самых разных сферах человеческой деятельности (материального и духовного плана), как исторически накопленный духовный опыт человечества, обеспечивающий перспективы его развития, необходимо увидеть в ней, в Культуре, инструмент преобразования – как человека и общества, так и окружающей среды. При этом нельзя не использовать методы достижения целей Культуры2 , надежные и проверенные опытом, одним из которых является проведение Дня Культуры.

Солнце есть Сердце Системы,
также сердце человека есть солнце организма.
Много солнц-сердец, и Вселенная
представляет систему сердец,
потому культ Света есть культ Сердца 3

О том, что Культура есть почитание Света, что это понятие возвышенное, уже много писалось и говорилось. Но очень важно осознавать, что этот особый свет – Свет Сердца – присутствует в каждом из произведений, которые мы относим к достижениям творчества. Действительно, если посмотреть с этой точки зрения, то можно убедиться: рождение каждого предмета или явления, относящегося к культуре, могло произойти только при участии сердца мастера. Искусство, наука, религия – это духовные, культурные ценности человечества, они основаны на том, что мы называем работой духа, или работой Сердца.

Какой бы мы ни взяли шедевр в искусстве (живописи, музыке, литературе, кино и т.д.), то увидим, что это создано людьми, обладающими, как это принято говорить, большим и щедрым сердцем.

Также и в науке каждый из выдающихся ученых и первооткрывателей не был узким специалистом и не замыкался лишь на своем предмете исследования, но обладал расширенным мировоззрением, был увлечен каким-либо видом искусства, имел широкую, вмещающую душу, большое сердце. Именно, труд настоящего ученого есть искреннее, беззаветное стремление к Истине, забота об общем благе.

Особенно ярко это проявляется в религии, где богатством души и сердца выделяются среди людей те, кого мы называем духовными водителями человечества, на кого люди опираются в своей вере в Высшее и Прекрасное.

Труды великих подвижников, вливаясь в сокровищницу человечества, составляют нашу общую Куль-туру, и труд каждого из них – это результат работы сердца, горящего и неравнодушного к людям, к красоте, к миру вообще. Но как мало сами люди, – для кого все это и создается, – думают о сердце, о жизни, присутствующей в каждом шедевре, в каждом предмете и явлении, которые мы зовем достижением – равно как и о своем сердце, которое взаимодействует с произведением (если этот процесс осознан) и получает лучшее питание.

Можно сказать, что мысль любого настоящего художника – живописца, архитектора, музыканта, актера и т.п. – обладает особой, сердечной, энергией, которую он вкладывает в свое искусство, и люди от этого творчества становятся духовно богаче, получают мощный психологический заряд. У скольких поэтов, писателей мы чувствуем эту мощь в их произведениях, и сколько сердец загорелось от них! В этом и есть сила искусства.

То же мы видим в труде каждого подвижника, героя – человек своей самоотверженной работой, а подчас и одним выдающимся поступком может повлиять на сознание и поведение окружающих, дать импульс к жизни, труду.

Таким образом, огонь творческий в одних побуждает светиться других. Силой духа, энергией, идущей от мысли, слова, поступка заряжаются люди в своих действиях, но особую силу – сердечную энергию – приводит в действие чистое мышление, бескорыстная мысль.

Наверное, не зря «слово» по-французски звучит: «пароль», а пароль, как известно, есть ключ к тайне. Слово сердечное – ключ, которым открываются сердца. И ключ этот – свет, огонь, которым сердца зажигают.

_____________________________________

2 О целях Культуры см. статью «Культура и управление», www.pedagogika-cultura.ru 
3 Учение Живой Этики. Сердце, п. 62.