Фальшивые ценности "массовой культуры"

На фоне мудрых учений мировых религий
и лучших произведений мирового искусства,
среди прекрасных творений изящной словесности
и научных достижений выдающихся умов
высится Вавилонская башня «массовой культуры».
Это уродливое сооружение возвышается как
упрек человечеству, предпочитающему сумерки невежества
свету Знаний о мире духовности и красоты.


В многотрудном процессе познания явлений Культуры возникает еще один, не менее сложный, чем предыдущие, вопрос – это проблема так называемой «массовой культуры», специфическую продукцию которой потребляет ежедневно каждый цивилизованный житель земли.

Ученые-культурологи, как правило, едины в своей оценке, обозначая «массовую культуру» как эрзац-продукт, то есть суррогат – предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального, это явление лишь внешне напоминает Культуру, а также характеризуя ее как псевдокультуру – от слова псевдо – мнимый, ложный.

И вероятно, в деле подготовки и проведения школьного Дня Культуры ей не стоило бы уделять внимание, если бы не одно обстоятельство: как отмечается, «массовая культура» имеет «негативные следствия для общественной жизни», но при этом общество в ничтожно малой мере владеет информацией об ее отрицательном воздействии и подчас нередко, ни о чем не подозревая, с удовольствием принимает ее отравленную пищу.

 

В чем заключается эта негативность? Обратимся к научным определениям.

УЧЕНЫЕ О «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ»

Из Энциклопедии «Культурология. ХХ век» (СПб: Университетская книга - «Алетейя», 1998, том 2, с. 22):

«Массовая культура» безусловно является откровенно инфантильным «эрзац–продуктом».Среди ее направлений и проявлений:

средства массовой информации – СМИ– транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», также формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика;

система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования;

индустрия формирования имиджа;

индустрия досуга, включающая в себя «массовую художественную культуру» среди которых: «бульварная» литература, аналогичные развлекательные жанры кино, комиксы в изобразительном искусстве, рок-, поп-музыка, конферанс и «разговорные жанры», различные виды шоу-индустрии, где используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного инфан­тилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя.

Из словаря по социологии (Краткий словарь по социологии – М.: 1989, с.150 ):

«Массовая культура» возникла сначала на Западе как продукт бизнеса, она обычно рассматривается как псевдокультура.

Ее основные черты:

– примитивизм изображения человеческих отношений,

– развлекательность, стандартизация содержания,

– культ успеха и потребительства, насаждение конформизма.

Из Энциклопедического словаря по культурологии (Под. ред. проф. А.А. Радугина– М.: Центр, 1997, с. 254):

Целью «массовой культуры» является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания, что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. «Массовая культура» в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.

В рамках таких ее жанров как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс создаются упрощенные «версии жизни». Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, «массовая культура» имеет весьма четкую мировоззренческую программу.

Из Словаря «Эстетика» (М.: 1989, с. 195):

«Массовая культура» – мощное средство воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип. Она имеет негативные следствия для общественной жизни. «Массовая культура»– это натурализм, играющий на примитивной чувственности, ее природа - товар для рынка; ставка на зрелищность приводит к нравственной неразборчивости; ее направленность – утилитарно-развлекательная (отсюда, понятие «рыночное безвкусие»).

 

Для справки (прочтите школьникам):

Имидж (с англ. – «образ», «изображение» ) – ассоциируется с понятиями престижности, репутации, с его помощью реальность подменяется расплывчатыми, но приятными и успокаивающими иллюзиями, используется для манипуляции общественным мнением в торговом бизнесе (Манипуляция есть мошенничество, махинация, жульничество).

Шоу (с англ. - «зрелище, показ») – спектакль, где акценты смещены в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий (в основе лежит показное, то есть притворство, лукавство, ложь).

Шлягер (с нем. - «гвоздь сезона, боевик») – эстрадная песня или мелодия, имеющая особый успех у публики в данное время. Наряду с произведениями, обладающими художественной ценностью, в шлягеры часто попадают, благодаря усиленной рекламе, ремесленнические поделки, имеющие недолгую жизнь ( которые к Искусству и Культуре отношения не имеют).

Триллер (с англ. – дрожь, трепет, волнение) – разновидность детективно-приключенческих жанров: роман, фильм, пьеса об убийцах, гангстерах, сыщиках. Смещение акцентов на подготовку преступления, на создание гнетущей атмосферы ожидания чего-то страшного. Триллер не ставит обычно разоблачительных проблем реального мира, что свойственно лучшим образцам детективного жанра. Нервное возбуждение и нездоровое воображение призваны вызвать также близкие к триллеру фильмы, романы и рассказы ужасов. (Словарь «Эстетика» М.: 1989)

Таким образом, как отмечают ученые, «массовая культура» мистифицирует реальные процессы, происходящие в человеческом обществе , происходит отказ от рационального начала в сознании. Иначе говоря, просвещенные умы не усматривает в ее основе разумно обоснованных, целесообразных действий.

 

О ПИТАНИИ И ВОСПИТАНИИ

Из приведенного выше материала видно, что «массовая культура», пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью людей в вопросах Культуры, незаметно подменяет истинные ценности Культуры на фальшивые, и, поскольку является действительно массовой, имея выход на самую широкую аудиторию через СМИ и хорошо технически оснащенная, она становится чрезвычайно опасной для общества, особенно, для подрастающего поколения, вселяя в сознание молодых людей сомнения в этических основах жизни. Именно в подмене ценностей – моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра и зла, справедливости, счастья и т.п., которые человек может усвоить в ходе социализации, приобщаясь к Всемирной Культуре, и которые являются Основой бытия – в этой замене натурального питания, поступающего из Культурной сокровищницы, на «искусственное вскармливание» и заключается пагубное влияние «массовой культуры».

Как известно, человек не может жить без пищи духовной и, в связи с этим, процесс воспитания подрастающего поколения можно рассматривать как питание всем возвышенным и утонченным (об этой возвышенности говорит само слово, указывающее на подъем, высоту: вос-питание [1]). Но какое питание получает ребенок из рук «массовой культуры», насаждающей не возвышенное, но низменное?

Дети с малых лет должны знать, что есть общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, и всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, жадность, трусость...

Если эти нормы, устои жизни будут подменены, если произойдет их заменена на фальшивые, ненастоящие, поддельные ценности, если будут опошляться высокие понятия , такие как Родина, Любовь, Материнство, и подвергнутся осмеянию чувства долга, чести, достоинства, совести, то ясно, что само Здание Жизни окажется без фундамента, и человеческое сообщество окажется, мягко говоря, в сложном положении. Начало этого процесса, отчасти, мы уже наблюдаем по тому нарастанию общего кризиса и проблем, которые носят теперь уже глобальный характер.

 

НЕВЕЖЕСТВО – ПРИЧИНА ВСЕХ БЕД

Как известно, корни нынешнего кризиса – в мировоззрении и поведении человека.

Общество стоит на пороге Нового Мира, и этому переходному периоду соответствуют многие явления: природные катаклизмы, изменение социальных структур, переоценка ценностей, изменение общественного сознания.

Человек должен быть готов к переменам и понимать, в чем состоит эволюция. В этой сложной обстановке особенно трудно тем, кто не владеет соответствующими знаниями, иначе говоря, виной всему становится невежественность. Суть невежества заключается не в том, что человек чего-то не знает, или «не ведает» (еще не успел узнать), а в том, что у него нет самого желания узнать.

Находясь в неведении о существовании и механизме действия законов мироздания, не ведая о взаимодействии этих законов с законами развития общества и человека, более того, даже не желая их постичь, человек, который привык преследовать лишь свои, эгоистические интересы, или человек нестойкий в своих идеалах, приходит к цинизму – такому поведению, которое характеризуется презрительным отношением к Культуре общества и его духовным ценностям. Вслед за этим неизбежно наступает духовное саморазрушение, ибо, как известно, человек вне энергетического поля Культуры существовать не может – он перестает быть человеком.

Всему этому во многом способствует «массовая культура», отравляя сознание неподготовленного читателя, зрителя, слушателя, подогревая его интерес ко всему низменному, что представляет, как отмечают ученые, большую опасность для общества поскольку, разбудив в себе низменные страсти, человек, как правило, оказывается не в силах управлять ими [2].

Опасность этого явления заключается также и в том, что, вместо того, чтобы совместно выработать противоядие, нам попросту предлагают адаптироваться к этим условиям, и такая точка зрения встречается даже в среде ученых. К чему это приведет, не трудно догадаться – на этот вопрос охотно ответит любой школьник; беседы же с детьми на такие темы необходимо вести постоянно.

 

МЕТАМОРФОЗЫ

Например, полезно обсудить с учащимися, какая метаморфоза происходит со знакомыми словами в обиходе. Не только слово Культура, но многие привычные слова начинают терять свое значение, и в этой смене акцентов вымывается их первоначальная этическая окраска. Так, слово «карьерист» всегда имело отрицательный смысл, означая человека, стремящегося в погоне за карьерой к личному благополучию за счет интересов других членов общества или организации. Ныне же это слово часто употребляется журналистами как пример для подражания (передача на радио «Форум карьеристов»).

То же со словом «обыватель» : известно, что оно означает человека с узким кругозором, живущего мелкими, сугубо личными интересами, безразличного к проблемам общества. Однако в средствах массовой информации это слово изменило свою этическую окраску, и применяется в тех случаях, когда речь идет просто о горожанах, как бы приучая к мысли, что жителю города естественно быть обывателем.

Так же «проигрывается» и слово «бюрократия», которое стало принято употреблять там, где речь идет о любой административной системе управления, «забывая», что «бюрократизм» – это такое управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Росс. Акад. Наук. Ин-т русск. языка. 4-е изд., доп. – М.: 1997, с.66).

На примере этих слов видно, как идея Общего блага, составляющая, наряду с другими принципами, основу жизни, незаметно подменяется на иные, поддельные ценности. Эта ловкая, малозаметная подмена слов делает свое дело, закладывая в подсознание слушателя совсем другие приоритеты.

Таких примеров с видоизменениями слов и их значений можно приводить множество, но надо понимать, что не только в языке (а это наше культурное достояние, которое надо всемерно оберегать и защищать), но и в любой сфере Культуры, пользуясь неподготовленностью масс, происходят подмены ценностей, подрывающие этические основы жизни.

В качестве подготовительной работы к Дню Культуры учащимся можно предложить самостоятельно подобрать цитаты и афоризмы как о высших понятиях и этических ценностях – Родине, Любви, Материнстве и т.п., так и подыскать высказывания великих людей о цинизме (например: «Цинизм опасен прежде всего потому, что он возводит злобу в добродетель» – Андре Моруа, французский писатель – см. «Энциклопедия мысли»/ Сборник мыслей, изречений, афоризмов – Симферополь: Таврида, 1996 – с. 617)

ПОСЕВ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОТИВОЯДИЕ

Вопиющей нелепостью в наше абсурдное время можно считать расплодившуюся до невероятных размеров пошлость, и, что удивительно, все это происходит на глазах просвещенных людей, молчаливо наблюдающих за разрушением всего святого, что связано у человека в жизни с семьей, материнством, любовью.

Надо признать, что людьми всегда опошлялось высокое, космическое значение Любви, и в устах многих это слово является величайшей профанацией. Однако, таких размеров, каких это достигло в наши дни за счет усиления средствами массовой информации и уличной рекламы (о преимуществах товара, представленных в совершенно недопустимой форме), такого действия пошлости без ограничений история еще не знала[3].

Если воспитание вкуса принадлежит прежде всего интеллигенции, более того, является ее обязанностью, не выполнять которую она не имеет права, то именно интеллигенции надлежит, наконец, возвысить голос против разрушительных тенденций в Культуре. И спешность этих действий растет, с каждым днем увеличиваясь, ибо от пошлости, прославляющей все низкое в нравственном отношении и безвкусно-грубое, один шаг до непристойного поведения и полного морального разложения общества.

Принимая совет мудрых, – посев культуры как противоядие, – осознаем самое важное: только прививая Культуру, которая начинается с образованности, с победы над невежественностью (в первую очередь, собственной), мы можем помочь себе, детям и обществу, но только, как сказано, «сильными дозами Просвещения».

Спасение от саморазрушения и самоистребления – в Культуре, в ее духовных и моральных ценностях, в том Прекрасном и Познавательном, что накоплено человечеством, и что должно лежать в основе любого творчества. Молодой человек, воспитанный на этих ценностях, без труда отличит прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного и не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей. Это станет для него не только ориентиром в жизни, но и мощной защитой его духовного здоровья, без которого нет и физического.

* * *

Однако, не следует говорить о Культуре отвлеченно, особенно с детьми, и в связи с этим, необходимо отметить, что «массовая культура» не возникает ниоткуда. Культура это прежде всего человек, а он – либо творец Культуры, либо ее потребитель, в том числе, и «культуры массовой».

Поэтому так важно говорить с юным поколением о том, ЧТО значит быть культурным, какими при этом знаниями и умениями нужно владеть, какие качества личности необходимо развивать в первую очередь.

________________________________

[1] Учебник «Педагогика» – М.: Росс. Пед. Агентство, 1996, с. 344

[2] Размышляя у телеэкрана, анализируя названия фильмов в телепрограмме, нельзя не возмутиться: о какой пользе «телевизионной культуры» может идти речь, если воздействуя психологически, подсознательно одни уже эти названия ориентируют зрителя на безнравственное: «Сбрось маму с поезда», «Папочка–привидение», «Ночная жуть», «Когда святые маршируют», «Скелеты в шкафу», «Убойная сила», «Твари из бездны», «Она написала убийство», «Безнравственность», «Беспредел», «Киллер», «Вкус крови», «Плачущий убийца», «Психушка» и множество других фильмов, начинающихся со слов: «Мания...», «Покойник...», «Убить...» – это только часть названий фильмов, взятых из одной недели телепоказа.

[3] Пошлый - (словарь русского языка) – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.

Пошлость – (словарь по этике)– понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который принижает идею достоинства личности, вульгаризирует духовные ценности до уровня ограниченно-обывательского понимания. Это проявляется, когда себялюбивое благоразумие возводится в жизненный моральный принцип, когда самодовольная посредственность утверждает себя путем воинствующего отрицания и осмеяния всего возвышенного, великого, выходящего за рамки обыденного. См. также статью Вл.Набокова –«Пошляки и пошлость».

Уварова Лариса Ивановна,
ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры»,
специалист Санкт-Петербургской Академии постдипломного
педагогического образования

​