Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

Ш.А. Амонашвили,

Почетный Академик РАО, доктор психологии, профессор

УРОКИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Человек без духовной жизни не существует. От качества, от содержания, направленности духовной жизни, по сути своей, должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло, страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет силы, рождается и умирает. Духовная жизнь есть личная принадлежность каждого человека, и она закрыта для других. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит им сокровенные помыслы, переживания, мечтания, планы и т.д. Однако, как бы он не открылся другим, всё равно, это будет только малая часть той многогранности, что находится в нём.

Действительный образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, есть, в первую очередь, процесс образования души и сердца ребёнка, развитие и образование в нём умения духовной жизни. В душе и сердце ребёнка должны быть поселены:

светлые образы, мысли и мечтания;
чувство красоты;
стремление к самопознанию и саморазвитию;
понимание беспредельности;
ответственность за свои мысли;
устремлённость к благу;
мужество и бесстрашие;
служение планетарной и космической эволюции;
чувства заботы и сострадания, радости и восхищения;
сознания жизни, смерти и бессмертия.

Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает жить, создаёт свой мир, творит и притягивает новые образы. В этом духовном мире высшие знания будут одухотворены, умножены и возвращены людям в виде результатов познавательного труда, творчества, общения, созидания нравственных и культурных ценностей, в виде плодов физического труда, в виде любви к ближнему, к Родине, в виде смелости и геройства.

Нынешние перемены в обществе обостряют вопрос о воспитании правильного отношения детей к вещам и собственности. Пристрастие к вещам и собственности, поглощенность заботами о личных материальных благах и приобретениях обедняют духовный мир человека, суживают сознание, огрубляют сердце, рождают в нём асоциальные мысли, мотивы и поступки.

Речь не идёт о создании вокруг себя комфорта, стимулирующего и умножающего труд и творчество, о бездумной раздаче богатств, приобретённых на правовой основе, трудом и талантом, об их умножении. Речь идёт о духовных опорах пользования собственностью, о том, чтобы человек освободился от ядовитого дыхания собственности. Можно иметь вещи, богатство и не унижать себя чувством собственника, можно владеть богатством без страсти к владению. Чувство собственности измеряется не самими вещами, но мыслями. Чувство превосходства над другими, вызванное собственностью и материальными благами, унижает не других, а возгордившегося.

В «Школе жизни» следует ставить и разумно осуществлять образовательную задачу воспитания у учащихся понимания унизительного значения чувства собственности. Пусть кто-нибудь отдаст больше, он больше и получит.

В «Школе жизни» уроки духовной жизни создают в ребёнке условия для рождения личности, семена которой в нём были заложены изначально.

Содержание «Уроков духовной жизни» должно быть соразмерно возможностям и опыту детей.

Ниже даётся примерный перечень вопросов и тем, на основе которых можно строить программу этого образовательного курса.

Что такое Духовная жизнь человека?

Дух. Душа. Духовность. Сердце. Сердечность.

Что такое ж и з н ь и как она могла возникнуть?

Качества духа - воля, свобода, творчество, познание.

Человек - кто он? Зачем и для чего рождается? Что значит человек?

Миссия каждого отдельного человека в земной жизни.

Миссия общества.

Служение своей Миссии.

Человек среди людей; люди вокруг человека.

Высшие и низшие качества человека.

Отрицательное отношение к грубостям и хамству, сквернословию, курению, алкоголизму, пристрастию к вещам.

Размышления над притчей: «Однажды ученики спросили Благословенного: «Как понять исполнение заповеди отказа от собственности?» Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал его упрекать в собственности. Другой - оставался в окружении вещей, но не заслужил упрёка». Как понять: «Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями?»

Самопознание и саморазвитие, самоутверждение и самовоспитание.

Развитие и совершенствование духовных сил.

Стремление к возвышенному.

Красота Блага и возвышающая сила творения Блага.

Сила Духа, смелость Духа, бесстрашие.

Сердце - дом Духа.

Вся жизнь протекает через сердце.

Ничто иное не может так утончить сердце, как беспредельное духовное даяние; пусть каждое сердце источает потоки даров духа.

Какие бывают сердца у людей?

Как воспитывать своё сердце?

Переживания Сердца. Предчувствия сердца. Сердечность.

«Что сердце подскажет», «Как велит сердце», «Чувствую сердцем», «Вижу сердцем» - что означают эти высказывания?

Мудрость. Сердце - хранитель чаши мудрости.

Следовать мудрым советам.

Любовь. Как любить.

Духовная жизнь и внешняя Жизнь - их взаимосвязь.

Творчество, труд, созидание, науки, искусства, общение - проявления духовной жизни людей. Человеческая культура - материализованная форма духовной жизни людей.

Стремление совершенствовать и обогащать жизнь в окружающей среде для себя и для других; забота и мысли об улучшении жизни на Земле.

Природа - её красота, многообразие, её бесконечное движение.

Целесообразность в природе. Горы, долины, камни, реки, моря, леса, цветы, животные, люди, небо, Солнце, Луна, звёзды, - их единство.

Космос творит нашу планету. Забота о природе на планете Земля, о здоровье самой Планеты.

Космос, Вселенная, дальние миры.

Вечность и Беспредельность в Космосе. Тяга к дальним мирам. Мысленные полёты к дальним мирам. Созерцание звёздного неба.

Легенды о Высших существах, помогающих людям в эволюционном движении.

Жизнь и Смерть - приход человека в земную жизнь и уход из жизни.

Что такое воплощение? Бессмертие?

Человек стремиться к совершенствованию, чтобы стать Богочеловеком.

Какие существуют религии? К чему они призывают людей? Верить в Бога, верующий, - что это значит?

Мыслить, думать - суть духовной жизни. Мышление рождает мысли, мыслеформы, мыслеобразы. Они бывают светлые и тёмные, добрые и злые, радостные и грустные, высшего духовного плана и низшего духовного плана. Постоянное, неугасимое, непрерывное мышление людей - поколения за поколениями - населяет пространство огромным количеством мыслеформ и мыслеобразов разного качества и рода, создаёт Ноосферу планеты.

Важно уберечь Ноосферу от загрязнения тёмными, злыми мыслеформами и мыслеобразами, обогатить её светлыми и добрыми детищами человеческого мышления. Человек ответственен за свои мысли.

Умение управлять мышлением, думанием, знать, о чём и как думать.

Этот перечень вопросов и тем не является строго последовательным и полным.

Основные способы проведения уроков Духовной жизни это:

– беседы, рассказы учителя;
– свободные обсуждения, высказывания,
– аналитические суждения с привлечением собственного опыта;
– чтение легенд;
– анализ литературных произведений,
– мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов, государств;
– молчание и думание (уроки молчания) о разных проблемах:
  • о самом себе,
  • о близких и родных,
  • о добре и зле в жизни человека,
  • об улучшении в жизни людей;
– обращение к своему сердцу;
– занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, болеть душой;
– повседневная практика посылки добрых и благих мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли;
– запись сновидений;
– ведение дневниковых записей о своих переживаниях;
– письменно-речевые размышления о духовных вопросах;
– философствование.

В «Школе жизни» в третьем и четвертом классе рекомендуется посвятить часть уроков чтению таких произведений как «Маленький принц», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

На уроках духовной жизни предлагается возвращаться к этим произведениям для более глубокого их понимания и извлечения красоты мудрости, философии духовной жизни.

Ш.А. Амонашвили. «Школа Жизни» –
М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1998, 80 с.

​